Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 17
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, дозволительно ли человеку любоваться... своей собственной красотой? Точно уверены, что нет? А давайте послушаем отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением — и потом вернёмся к этому вопросу. 

Глава 17.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Предваряя недоумение от прозвучавшего ранее вопроса — может ли человек любоваться своей красотой — приведу цитату из толкования святителя Григория Нисского на эти слова Евангелия: «очистивший сердце своё от всякой твари и от страстного расположения, в собственной своей красоте усматривает образ Божия естества».

Какой неожиданный поворот! Оказывается, в каждом из нас «под спудом» грехов, страстей, пороков, житейской суеты скрывается сокровище невероятной красоты — причём мы, сами мы, являемся его обладателями и хранителями! Эта красота — отпечаток Бога, некогда оставленный в нашей душе — но стёршийся, «подзаржавевший», утративший свою очевидность для нас же самих прежде всего. Но стоит его как следует «почистить», убрать всё, что наслоилось, запачкало, исказило, — и он начнёт светиться и сиять!

Вот что далее пишет святитель Григорий: «отъяв вещественную мглу от душевных очей, в чистом небе сердца ясно видишь блаженное зрелище. Что же именно? Чистоту, святость, простоту и все подобные светоносные отблески Божия естества, в которых видим Бог».

Всматриваться, вглядываться в эти отблески Божественной природы — которых в каждом из нас — предостаточно — не только неукоризненно с точки зрения христианской этики — но и абсолютно, жизненно необходимо! Ведь именно эти отблески и являются источником вдохновения, радости и силы — без которых никакая борьба с грехом успехом не увенчается!

Вот какой мощный импульс для жизни по заповедям даёт нам сегодня евангельское чтение: Бог — не вовне нас, не «супротив» нас, Он — не только «за нас», Он прежде всего «изнутри нас», Он, несмотря на наши глупости и ошибки, всё равно где-то в нашей сокровенной глубине души сияет, лучится и старается пробиться Своим целебным светом — и если мы хотя бы немного Ему в этом поможем — однажды будем потрясены... знакомством сами с собой — когда мы действительно освящены этим Нетварным Светом!...


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Русь переживала несостоявшийся конец света, как минимум, три раза — в одиннадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом веках. Всякий раз причиной болезненного религиозного ажиотажа становилось превратное толкование текста Священного Писания. Мы попробуем избежать подобных ошибок, поговорив о содержании отрывка из семнадцатой главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 17.

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Услышанное нами евангельское чтение вызывает закономерный вопрос — что же такое Царство Божие и каким образом оно себя проявляет? Или ещё проявит? Христос как будто Сам Себе противоречит. Сначала Он в диалоге с фарисеями говорит, что Царство Божие не придёт заметным образом. И вообще оно находится внутри человека. Затем, уже в беседе с апостолами, Спаситель говорит им, что Царство Божие в полной мере раскроет себя в день Второго пришествия. И абсолютно все увидят это явление. Оно будет похоже на молнию, пронзающую небосвод от одного края до другого.

Чем можно объяснить выявленные нами противоречия? Контекстом беседы. В беседе с законниками древнего Израиля Спаситель опровергает устоявшееся мнение о том, что Царство Божие есть земная институция. А обещанный пророками Мессия — политический лидер, великий завоеватель. Христос, говоря, что Царство Божие придёт незаметным образом, смиренно указывает на Себя. Это Он, воплощение благодатной силы Господней, уже находится среди людей. Но как же много вокруг Него тех, кто не замечает случившегося чуда.

Указывая на то, что Царство Небесное находится внутри человека, Спаситель опровергает ещё одно заблуждение Своего времени. О том, что можно угодить Богу только внешними обрядами. Христос прямо указывает — определяющее значение имеет то, чем руководствуется человек, совершая религиозные действия. Живут ли в его сердце мир, радость, терпение, любовь?

В беседе с апостолами мы видим, как меняется контекст слов Христа. Здесь под Царством Небесным подразумевается особая реальность Божия, которая в полной мере явит себя в день Второго Пришествия. Спаситель предвидит, что после Его вознесения на Небо, появятся различного рода лжеучители, желающие заработать денег на страхах слабых в вере людей. Потому Христос и говорит, что всякий раз, когда кто-то будет заявлять — Сын Божий второй раз явился там или здесь — это обман. Ровно такой же ложью будет утверждение, что известна точная дата конца времён. Ведь как говорил Христос — об этом одному Богу только известно.

Прозвучавшее чтение содержит, как минимум, два призыва. Первый — к необходимости сохранять ясный ум и твёрдую память о Боге. Второй — не поддаваться фантазиям, а заниматься по-настоящему нужными делами. А именно — созиданию Царства Небесного в собственном сердце. Что не представляется возможным без искренних веры и милосердия. Соединённые вместе, эти добродетели позволят нам с радостью встретить Второе пришествие — день Господень. Ведь когда настанет черёд предстать перед Христом, Он узнает в нас тех, кто сроднился с Ним в служении любви.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
02.12.2024понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ