Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из проблем назидательной литературы состоит в том, что такая литература зачастую бывает слишком прямолинейна, и с первых страниц становится ясным финал истории: хорошие будут торжествовать, ну а плохие с болью в сердце каяться и меняться к лучшему, если, конечно, они доживут до финала. В Евангелии всё не так, и Христовы притчи редко бывают предсказуемыми. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит притча Спасителя, взятая из 16-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем её.
Только что мы услышали, пожалуй, одну из самых загадочных притч Нового Завета. Впрочем, она станет достаточно ясной, если мы задумаемся о понятии богатства неправедного, упоминанием которого заканчивается эта Христова притча. Очевидно, что в контексте слов Спасителя «богатство неправедное» — это то, что не принадлежало управителю дома, но чем он по воле своего господина мог распоряжаться как своим собственным имуществом. Герой притчи поступил в высшей степени элегантно: он подменил долговые расписки, сделав благо всем, кроме своего хозяина, мотив очевиден — так он хотел за чужой счёт приобрести себе друзей, которые были бы у него в долгу и могли бы оказать ему помощь после увольнения от прежнего хозяина.
Поведение управителя дома и его подход к ведению дел невозможно назвать примерным, все мы понимаем, что так поступать нельзя, а если нам и приходится лукавить подобным образом, то мы не можем не чувствовать нравственную ущербность таких действий. Но в Евангелии мы видим нечто странное: Господь в Своей притче утверждает, что поступать стоит именно так, правда, не по отношению к земным делам, а по отношению к Богу и жизни вечной.
Любому трезвомыслящему человеку очевидно, что принадлежащие нам таланты, навыки и имущество нельзя назвать в полной мере нашими, хотя бы на том основании, что мы со всем этим рано или поздно расстанемся. Так, никто не сможет забрать с собой с тщательностью и любовью обустроенный дом или же эталонное английское произношение. Да и само наше тело с его достоинствами и недостатками придётся до Второго Христова Пришествия предать земле. Останется лишь душа, а потому и возникает вопрос о том, как обогатить душу, как сделать так, чтобы она оказалась способной войти в упомянутые Спасителем «вечные обители».
Ответ довольно прост, его дала нам Христова притча: нужно использовать то самое «неправедное богатство», которое отдано нам во временное владение — все наши таланты и имущество — для помощи другим людям, ведь именно милосердие и помощь другим приносят пользу как во временной жизни, так и в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧто необходимо сделать для того, чтобы Бог простил мне все мои грехи? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 16-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Притча, которую мы только что услышали, рассказывает о весьма хитроумной афере. Один из топ-менеджеров крупной компании проворовался и был пойман с поличным. В ожидании решающего разговора с начальником, пока его ещё не лишили полномочий, он встречается с партнёрами-должниками компании и от лица своего босса прощает им крупные суммы. Весьма продуманный ход. Ведь скоро его участь будет решена. Он явно окажется на улице. Поэтому он спешит заручиться хоть какой-то поддержкой со стороны. Такими действиями он добивается расположения других бизнесменов. Авось вспомнят его услугу и поддержат в трудную минуту. А может даже и к себе на должность позовут. О том, насколько эффективна была стратегия этого жулика, говорит реакция его начальника. Узнав о новой махинации, он хвалит его. Притча не говорит о том, что было дальше. Вполне возможно, что хозяин выгнал своего управителя. Но, может, и нет. Может быть, оценив его скрытые доселе таланты, он нашёл им достойное применение. Например, назначил начальником инспекционной службы, чтобы выявлять таких же, как он, аферистов.
Этой замечательной притчей Господь призывает нас отнюдь не к лукавству и хитрости в достижении своих корыстных целей. Он напоминает нам, что наши отношения с Богом, начальником нашей жизни, зависят от отношений с людьми. Как мы к людям, так и Бог к нам. Именно отношения с людьми — это показатель моей веры в Бога и моей духовности. Апостол Иоанн Богослов в своём послании пишет об этом вполне определённо: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
А потому, делай что хочешь, но, если не наладишь отношения с теми, кто тебя окружает, шансов на помилование ноль. Придёт начальник и спросит за всё. А у всех нас есть, за что спросить. И если не заручимся поддержкой, окажемся не просто на улице, но в месте помрачнее. Как же вести себя с людьми? А ровно так, как хитрый жулик из причти. Он вёл себя «как будто». Как будто они представляли для него особую ценность и важность. Так и мы ради Христа и его Евангелия должны вести себя со всяким, как будто думаем о нём, как будто говорим с ним и действуем по отношению к нему в присутствии Бога. Иными словами, в какой бы ситуации я не оказался, с каким бы человеком не встретился, как бы себя этот человек не вёл по отношению ко мне, я должен приложить все силы, чтобы поступить с ним так, как будто я настоящий ученик Христов и стараюсь во всех своих делах исполнять Его Евангелие. Если я будут регулярно следовать этому принципу, у меня будет постепенно формироваться навык новых действий. Я буду поступать с окружающими не так, как я поступал с ними раньше. Не будем сомневаться, к нашему удивлению и радости довольно скоро многие из тех, с кем у меня были конфликты, недопонимания, напряжение, отчуждение и холод в отношениях, повернуться ко мне лицом. Именно благодаря тому, что я действую «как будто» многие претензии, обиды, раздоры и даже вражда исчезнут. Главное — решиться. Побороть тот страх и смущение, которые исходят от моей больной самости и эгоизма. Сделать шаг навстречу другому человеку. И можно явственно ощутить, что то место, где раньше по отношению к окружающим была пустота, постепенно наполняется божественной благодатью. Я теперь уже не как будто, но действительно испытываю к ним тепло. А это и есть верный признак, что начальник простил меня и нашёл моим талантам достойное применение в Своём Небесном Царстве.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист