Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Прекрасно зная, что рано или поздно, но мы оставим всё материальное, мы тем не менее имеем обыкновение чрезвычайно сильно привязываться к тому, что нас окружает. Мы переживаем, если нас постигает какое-либо, пусть и совсем небольшое, лишение, вместе с этим мы стремимся как можно быстрее его компенсировать. Именно эту человеческую особенность взял за основу некоторых из Своих притч Христос. Две из них звучат сегодня во время литургии в православных храмах, они взяты из 15-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем эти евангельские слова.
Конечно же, Спаситель совершенно прав: даже если у нас есть, скажем, миллион, то потеря ста тысяч — это отнюдь не та потеря, которая пройдёт для нас незамеченной. Мы будем огорчены, мы будем искать, мы будем предпринимать усилия по возвращению утраченного.
Эту всем понятную человеческую особенность Господь перенёс на отношение Бога к человеку. Нет такого человека, которого Бог считал бы не имеющим никакой ценности, для Бога важен каждый. Точно так же, как для нас важен каждый наш рубль. Мысль о соотнесении денег и людей кажется немного странной и даже циничной, но, судя по всему, именно эта аналогия лучше всего помогает нам понять, каким образом Бог смотрит на человека.
Однако здесь может возникнуть недоумение: Господь в Своих кратких притчах сказал о потере сначала одной овцы из ста, а потом одной драхмы из десяти, тогда как людей не десятки и не сотни, людей миллиарды, а потому кажется, что ценность одного человека на фоне такого количества людей меркнет и не может быть сравнима с одной десятой или же с одной сотой. Если нас посетило такое недоумение, то стоит помнить: Христос никогда не смотрел на человека через, так сказать, статистическую оптику, зачастую свойственную жителям современного мира, особенно же современных мегаполисов, и обращался Господь к тем людям, которые не могли и вообразить, что в будущем мир столкнётся в некоторых своих местах с проблемой перенаселения.
Здесь нам больше подойдёт иной ход размышлений: можно вспомнить, что и сегодня далеко не весь мир представляет собой плотно заселённое пространство, скажем, в малопригодных для жизни районах Заполярья нет привычного для многих бесконечного множества людей, и каждый человек, живущий там, видится уникальным и неповторимым, тем, без кого в ряде случаев попросту невозможно выжить.
Когда мы размышляем об услышанных нами сегодня кратких причтах Спасителя, то, пожалуй, именно такое отношение людей друг к другу нам и стоит держать в уме, и именно так на нас смотрит Бог, ведь для Него нет никакой разницы, идёт речь о десятках, о сотнях или о миллиардах, для Него наша земная статистика не имеет никакого значения, и она никак не влияет на бережное, трепетное и сугубо индивидуальное отношение Бога к каждому человеку, не влияет она и на Его стремление привести ко спасению и задуманной Богом изначально гармонии всё творение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееПорой жизненные обстоятельства наваливаются на нас тяжким грузом. В чём причина этого и что с этим делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который Сам же не в силах поднять? Этот вопрос — один из самых ярких примеров парадокса всемогущества, над которым размышляли средневековые теологи. С точки зрения формальной логики, ситуация патовая. Если сказать, «да, может сотворить», — оказывается, что Бог не всемогущий, так как не может поднять камень. Если сказать, «нет, Бог не может сотворить такой камень», — опять Он оказывается бессильным, так как не в состоянии что-то сотворить. Как ни ответь — тупик. Но ведь то, что Бог всемогущий — общее место. Поэтому и называют подобные вопросы парадоксальными.
Те евангельские притчи, которые только что прозвучали, — это яркая иллюстрация разрешения этого парадокса. Но не логическая, а практическая, жизненная. Из притчей Христа следует, что Бог такой камень всё-таки сотворил. Это человек с его свободной волей. Свобода у нас такая, что Бог без моего личного разрешения не может войти в моё сердце и заставить меня любить Себя. Лишь от моего желания зависит, хочу я быть с Богом или буду жить без Него, самостоятельно, по своим собственным законам. И никто мне в этом особо препятствовать не будет.
Так в чём же проблема? А проблема в том, что, в отличие от меня, весь окружающий мир подчиняется тем правилам, которые установил Творец. Так, например, по закону всемирного тяготения, яблоко, когда созреет, упадёт с ветки дерева на землю, а не полетит как птичка прямо в открытое небо. Если я игнорирую этот Богом установленный закон и в надежде полетать прыгну с дерева, меня ждёт горькое разочарование. Но Бог сотворил не только физическую реальность. Он Творец и духовного мира. И здесь Он установил такие же незыблемые правила, которые необходимо соблюдать точно так же, как и закон всемирного тяготения. Минимальный свод этих правил дан в заповедях Моисея. А их суть сформулирована Христом: возлюби Бога всем сердцем твоим и возлюби ближнего, как самого себя. Иными словами, перед всяким своим делом задавай себя два вопроса. Первый: как то, что я хочу сделать, соотносится с волей Бога? И второй: принесёт ли это пользу тем, кто меня окружает? Печально то, что с правилами физической реальности мы как-то разобрались. А вот законы реальности духовной мы постоянно игнорируем. Во всех своих делах мы упорно продолжаем искать и выполнять свою собственную волю. Мы не привыкли задавать себе вопрос: а что от меня прямо сейчас хочет Бог? У нас нет такого навыка. Мы сами решаем, что Он хочет. А потому и окружающих людей мы рассматриваем зачастую или как тех, кто помогает нам двигаться к желанной цели или как нейтральных статистов, или как препятствия на пути реализации моих проектов. Отсюда стычки, конфликты, обиды, претензии, злоба, вражда, ревность, превозношение, соперничество, подлость и многое другое. В общем, мы раз за разом прыгаем с дерева в надежде, что вдруг полетим.
Кающийся грешник — это человек, которому надоело лежать в гипсе, а потом, после выписки, опять ломать очередную конечность. Когда его голову посещает светлая мысль, что хватит бегать по кругу, необходимо попробовать жить иначе, по заповедям Евангелия, весь персонал небесного госпиталя искренне радуется. Наконец-то не просто свободное, но здравое решение. Наконец-то после многочисленных намёков, подсказок, вразумлений ещё один прозрел и увидел, что его упрямство и эгоизм и есть тот булыжник, который он собственноручно положил себе на сердце. Именно он давил его своей тяжестью и мешал жить легко, радо
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист