Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь празднует память одного из самых известных святых, человека, оказавшего громадное влияние на все сферы церковной жизни и христианского учения, в том числе и на то, как мы понимаем Священное Писание. В историю и святцы этот человек вошёл как святитель Иоанн Златоуст. В день его памяти в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 10-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте послушаем его.
Только что мы услышали слова Христа о Нём Самом, здесь Господь назвал Себя одновременно и дверью, и пастырем добрым, то есть тем, кто вводит в Царство Небесное, и тем, через Кого проходит путь, ведущий к вечному блаженству. Здесь же мы услышали и о свойствах истинного Пастыря: Он пришёл дать пасомым жизнь, Он готов умереть за свою паству, Он не боится никаких врагов и готов встать на защиту Своего стада, но самое важное состоит в том, что Он знает Бога-Отца, и Бог-Отец знает Его.
Очевидно, что в полной мере эти слова могут быть применимы лишь ко Христу, ну а к человеку — даже самому совершенному — они относятся ровно в той степени, в которой человек способен подражать Спасителю. Церковь свидетельствует самим фактом выбора именно этого отрывка в день памяти святителя Иоанна Златоуста, что он в близкой к максимально возможной для человека степени сумел уподобиться Спасителю.
Действительно, если мы хотя бы мельком взглянем на жизнеописание святителя Иоанна, то мы увидим, что он обладал всеми признаками истинного пастыря. К нему можно применить слова только что прозвучавшего евангельского отрывка лишь с одной оговоркой: конечно, никакой человек не может быть дверью, ведущей в Царство Небесное, не может он быть и равным Христу пастырем, человеческий максимум — указывать на Христа и свидетельствовать о Нём. Именно это и делал в течение своей жизни святитель Иоанн. Он делал это бесстрашно и не взирая на лица, он не стал мучеником в прямом смысле этого слова, но его жизнь была преисполнена непонимания со стороны погрязшего в пороках мира и гонений со стороны нежелающих жить по слову Христову людей.
Современники зачастую не желали слышать слово святителя Иоанна. Христа, как мы знаем, тоже слушать готовы были далеко не все израильтяне, а потому Господь и сказал, что у Него есть «другие овцы, которые не сего двора». Это те люди, которые, не имея никакой связи с Израилем, слушают голос Христов через Евангелие и Церковь, откликаются на Его голос и стремятся жить так, как учит Господь. Подобное можно сказать и про святителя Иоанна: у него тоже есть те пасомые, которые не имеют никакого отношения к Византии времён жизни святителя Иоанна, и число таких людей приближается к общему числу христиан, ведь само христианство в известном нам виде несёт в себе отпечаток духовных и интеллектуальных дарований святителя Иоанна, отданных им на служение Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЕсли мы сейчас услышали эти евангельские слова, пусть и фоном, пусть и невнимательно, пусть и не вполне поняв их, значит, мы имеем в себе жизнь. Мы живы. Но, помимо жизни, которая имеет чёткое определение и всем известные признаки, Господь Иисус Христос сказал и о чём-то большем — о жизни «с избытком», ради дарования которой Он пришёл. У греческого прилагательного, которое в русском переводе звучит как дополнение «с избытком», довольно много смыслов, и все они имеют превосходное значение, к примеру: «чрезвычайный», «небывалый», «замечательный», «необыкновенный», «превосходящий», «высший» и так далее. Поэтому с полным основанием мы можем перевести Христову фразу «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» несколько иначе, скажем, так, как это сделано в одном из английских переводов: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели её обильно».
Христос пришёл для того, чтобы наша жизнь не только была собственно жизнью, а не существованием, но и чтобы жизнь наша имела превосходнейшие характеристики, чтобы она, как сказал один из современных проповедников, «била через край». Впрочем, понимать эти Христовы слова можно несколькими способами, которые имеют общую суть, но отличающиеся выражения. Так, блаженный Августин предлагал под словом «жизнь» понимать «веру, которая действует через любовь»: «Через каковую веру они входят в овчарню, чтобы жить, ибо праведник живёт верой; и чтобы имели жизнь с избытком те, кто, упорствуя до конца, входит через эту дверь, то есть через веру Христову, так как истинно верующие умирают; и у них будет жизнь с избытком, ибо они идут под предводительством пастыря туда, где никогда не умрут». Иными словами, под изобилием жизни святой Августин предлагал понимать вечную блаженную жизнь со Христом в Его Царстве. Подобным образом понимал этот евангельский отрывок и византийский богослов Евфимий Зигабен, но он несколько продлевал мысль блаженного Августина и под жизнью с избытком подразумевал не только Христово Царство, но и совершенное познание Святой Троицы. А некоторые другие толкователи писали о «преизобильном удовлетворении в Царстве Христовом всех истинных потребностей духа человеческого», а также о «богатейшем наслаждении Божественною славою». Так или иначе, но «жизнь с избытком» — это то ещё не познанное нами состояние, которое ожидает искренних и верных Христовых последователей за границей жизни временной и тленной.
Можно, конечно, сомневаться в существовании такой жизни. Но тем, кто сомневается, стоит помнить и о других Христовых словах прозвучавшего сегодня евангельского отрывка: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:30). Спаситель сделал так, как сказал: Он умер за нас, и это не фантазия, это объективный факт, истинность Его слов засвидетельствована этим фактом, а также множеством знамений, который Он совершил и продолжает совершать. А потому мы имеем все основания доверять Его словам больше, чем чему бы то ни было, и, доверяя, исполнять Его Евангелие, чтобы «жизнь с избытком» в конечном итоге стала нашим неотъемлемым достоянием.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист