Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня нередко можно услышать причитания взрослых о том, что даже выросшие дети всё ещё остаются очень инфантильными. В отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, мы слышим особое, удивительное в своей непосредственности, отношение Иисуса Христа к детям — которое побуждает нас задуматься о многом.
Почему же Христос Спаситель в качестве примера для подражания Своим ученикам поставил... ребёнка: не благочестивого священнослужителя, не мудрого философа, не труженика с мозолистыми руками, не утончённого музыканта или художника — а — всего лишь ребёнка? Что за глубокое по содержанию послание скрыто в этом образе? Давайте разбираться!
У Максимилиана Волошина есть такие строки:
Пройдёмте по миру, как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребёнок — непризнанный гений
Средь буднично‑серых людей.
Чтобы двигаться дальше, нам необходимо разделить «детскость» — о которой и говорит Волошин — от «инфантильности» — об которую столь часто приходится сегодня спотыкаться. В поисках «водораздела» между этими понятиями я бы предложил задуматься вот над какими вопросами.
Когда детский природный эгоизм — понятный и даже простительный! — превращается в токсичный эгоцентризм, подчиняющий себе всех и вся?
Когда детская любознательность деградирует до потребности лёгкого и быстрого получения поверхностных, недостоверных сведений — далёких от настоящего знания?
Когда детская необременённость заботами вырождается в тотальную безответственность?
Когда уязвимость детства, тонкая, «бескожая» чувственная восприимчивость перерождается в хроническую обидчивость и неудовлетворённость ничем?
Когда детский восторг перед тайной и величием Бытия иссушается до хронической усталости от жизни?
Мне кажется, что ответ — в сегодняшнем евангельском эпизоде, только если его... перевернуть, произвести своего рода «инверсию». Как только ребёнок скажет — «я теперь здесь за главного, меня только слушайтесь!» — мы и получим настоящего, стопроцентного инфанта! В то самое мгновение, когда ребёнок поверил в себя как «непризнанного гения средь буднично-серых людей» — он лишился «детскости» и рухнул в чёрную дыру инфантилизма, затягивая туда и всех окружающих.
Говорят, у одного кавказского народа есть такая поговорка: если у тебя нет старшего, начальника — ты не будешь мужчиной. Я бы ещё добавил: чтобы правильно ощущать своё место — всегда надо, чтобы кто-то был над тобой. Родители ли. Начальство. Духовные отцы. Да кто угодно — лишь бы избежать великого соблазна поставить себя самого на этот самый высокий пьедестал. Именно в этом — тайна сохранения внутри себя подлинной «детскости» — о которой нам и говорит сегодня в Евангелии Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак определить, что человек не шарлатан, не обманщик, но является действительным последователем Христа, и двигается ко спасению верным путём? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Отношения между учениками Христа не были совершенно гладкими. Каждого из них занимал вопрос: кто из них ближе к Учителю. Кто может претендовать на лучшее место в Его Царстве. Поэтому подчас друг на друга они смотрели как на соперников и конкурентов. Евангелие описывает даже несколько случаев конфликтов между апостолами. Вот и сегодня нам говорится о том, что мысли о первенстве настолько занимали их ум и сердце, что Господь специально обращается к этой теме. Он ставит рядом с Собой ребёнка. В те времена у детей не было никаких прав. Наряду с вдовами, нищими и убогими они были самыми незначительными членами древнего общества. Тем самым Христос даёт понять апостолам, чем должен быть занят их ум и к чему они должны стремится в своей жизни. Все свои силы им необходимо сосредоточить на служении тем, кто в глазах людей не имеет никакого значения. И здесь, чем ниже спустишься, тем лучше. Потому что лишь так будешь ближе ко Христу. Ведь ради людей Он Сам отложил регалии вселенского Владыки, спустился с небесного престола на землю, странствовал, испытывал весь тот дискомфорт, который испытываем все мы, а потом ещё и умер позорной и мучительной смертью. Это беззаветное и самоотверженное служение. Путь, которым могут пройти лишь действительно достойные. Ведь здесь нет никакой корыстной выгоды. Ученики не особо понимают этот урок. Неслучайно Иоанн, продолжая выяснять, кто больше и значительней, вспоминает о человеке, который не входит в число учеников, но использует имя Христа, чтобы выгнать бесов. Казалось бы, Иоанн задаёт важный богословский вопрос. Однако это лишь видимость. Ведь подталкивает его к этому тот же дух соперничества. Просто в одной ситуации он доказывал собственную важность в узком кругу, перед лицом апостолов, в другой — он перекидывается на внешних и выбирает для этого иную стратегию аргументации. Ответ Христа опять же очень практичен. Если человек служит, выполняет работу во имя Бога и дело спорится, не мешайте ему. Пусть он не с вами, но он точно не против вас.
Замечательный отрывок и весьма поучительный. Ведь порой нас хлебом не корми, а дай доказать окружающим, что правда на моей стороне. Выработав такой навык в личной жизни, мы переносим его и в религиозную. Вопрос, кто более духовный и православный, кто ближе к истине, — настолько занимает наши умы и сердца, что мы напрочь забываем слова Христа: ближе к Нему тот, кто без лишних слов служит Его детям. То есть бескорыстно служит ближним. И в первую очередь тем, кто не имеет никакого веса в глазах окружающих. Речь идёт о всех тех, кто по какой-то причине занимает слабую позицию по сравнению со мной, кто ниже меня по социальному статусу, к примеру. Это люди, которые перед моим лицом максимально уязвимы. Это те, кто приходит ко мне в качестве просителя и от моего решения зависит их судьба. И отблагодарить этим людям в итоге меня нечем. Только одно лишь спасибо.
Вот именно на работе с ними Христос призывает нас сосредоточить все свои силы. Это служение должно быть ежедневным содержанием жизни христианина. Это служение изгоняет всякое желание что-то доказывать и с кем-то спорить. Оно рассеивает всякий дух соперничества, конкуренции и противления как в личной жизни, так и в общественной. Ведь тот, кто действительно служит, не имеет сил и не хочет ничего выяснять. Ему недосуг. Он занят делом. Как только начинаем бездельничать, сразу же вступаем в сражение, пытаемся выяснить, кто прав, кто виноват. А это означает, что мы уже проиграли. Ведь дух противления удаляет нас от Христа, даже если мы воюем, прикрываясь Его именем. Чтобы наполниться благодатью, нам необходимо подобно Богу унизиться. Послужить тем, кому меньше всего хочется служить. Ибо у них в руках ключи к тому Царству, о котором постоянно говорит Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов