Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, нет человека, которому хотя бы иногда не бывало бы стыдно. Стыд — очень интересное явление человеческой природы, и отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения, помогает нам лучше разобраться в роли стыда в духовной жизни. Давайте послушаем.
Очень интересную этимологию слова «стыд» предлагает Владимир Даль: «Студ, стыд, стыдоба, стыдобушка — чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью; срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застыванье крови от унизительного, скорбного чувства». «Студ», то есть «холод», и «стыд» — родственные понятия. Отсюда же стыть, стылый, студить, студёный, студень, стужа — всё об одном.
Другими словами, стыд — это «окоченение души», омертвение её. Застыдившийся человек словно «сворачивается внутрь», существенно уменьшает пространство своего присутствия в бытии. Когда стыдно — хочется «под землю провалиться», исчезнуть. Стыдящийся — прежде всего отвратителен сам для себя, ему хочется сбежать от себя «такого», позорного, неприемлемого.
Но вот вопрос: в Евангелии Христос говорит о том, что, если «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». Насколько возможно вообще возможно представить ситуацию, когда человеку становится... стыдно за Христа и вообще за евангельское учение?
Да, такое бывает, и — нередко. Ведь дружба с миром — это вражда с Богом. И слова Христа — не только врачующие и вдохновляющие, но и обличающие, предупреждающие, даже грозные. Умолчать перед очевидным беззаконием — и вместо свидетельства о зле продолжать мило улыбаться, словно бы ничего не произошло — это и есть «постыдиться Христа и Его слов». Вытеснить за границы своего внимания явное пренебрежение заповедями — тоже предательство Христа. Испугаться охлаждения в дружеских отношениях из-за конкретности и некомфортности евангельских призывов — тоже из области «стыда». Если внимательнее всмотреться в то, как часто наше сердце «ёкает» при необходимости свидетельствовать вовне о правде Божией — окажется, мы вовсе не такие уж и отважные в нашей вере!..
Помоги же нам, Господи, Твоей силой исцелиться от малодушия и слабости веры, чтобы вместе с апостолом Петром иметь дерзновение ходить по водам «мира сего», целиком доверяя Тебе даже среди бушующих волн и сносящего ветра!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак принести пользу своей душе и жить при этом полной насыщенной жизнью? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Однажды утром позвонил близкий друг, с которым не виделись уже долгое время. Живёт далеко. Приехал на три недели погостить на историческую родину. Предложил встретиться, пообщаться. Конечно, с радостью, — ответил я. — Когда встретимся? Начинаю думать. Искать окошко в своём графике. В первой половине дня работа, после обеда — работа на дому, вечером — семья, спорт, домашние дела. Как-то особо и нет никакого окошка. Распорядок дня формируется и накатывается годами. Каждый шаг просчитан. Минута к минуте. Думаю: если встречаться, это минимум полдня. А сдвинуть ничего особо не получается. Если что-то передвигать, вся схема рушится. Не только день вылетает, но и ближайшие дни, в которые придётся нагонять упущенное. Неприятное чувство от этого внутри. Тревога, беспокойство, а если внимательнее вглядеться — страх. Страх что-то не успеть и потерять из-за этого. Страх душевного дискомфорта. И что в итоге решили? У меня через неделю командировка, — говорю другу. Вернусь, давай тогда решим. У тебя там ещё дней пять остается. Друг согласился. Сам не мог найти в ближайшую неделю времени для встречи. Что поделаешь, мегаполис. У всех дела. Все всё понимают. Так мы с ним тогда и не встретились. Теперь продолжаем ждать следующего приезда и переписываться в чате, рассуждая о том, как здорово было бы увидеться.
Вот так во всём. Живёшь, словно по накатанной колее идёшь. И просто не можешь выбраться из неё. Ведь всё расписано плотничком на месяц вперёд. Все поездки, визиты планируешь заранее. Вписываешь аккуратно в график с чувством: не навредить бы главному. И вот вопрос. А что это главное? Получается, что главное для меня сохранить стабильность своей жизни. Продолжать без помех двигаться в своей колее. Я не готов оставить свои дела даже тогда, когда приехал друг детства, родная душа. Я слишком берегу свой покой. Я боюсь нарушить привычный ритм. А вдруг что-то пойдёт не так? И это очень парадоксально. Ведь мне так хочется порой каких-то перемен. Но я почему-то уверен, что эти перемены где-то впереди. Надо просто продолжать упорно двигаться по своей колее. Они там, за новым поворотом. Вот ещё немного и повысят в должности, ещё чуть-чуть и новая машина, чуточку напрягусь и переду в другой город, в общем, скоро откроются какие-то новые возможности, а вместе с ними и новая жизнь. А этого нового, того, что наполнило бы душу, всё нет и нет. При этом прошу Бога что-то изменить, а ничего не происходит.
И в этом бешенном ритме мы не замечаем ни одного сигнала, который нам посылает Господь. А посылает Он их постоянно: людей, ситуации, обстоятельства, которые выбивают меня из колеи. Которые я воспринимаю как нарушение привычного ритма жизни. Для меня эти сигналы и приглашения Бога — помехи на пути к моей глобальной цели наконец-то сделать себе так хорошо, как никогда раньше хорошо не было. Но становится мне со временем только хуже. Я теряю свою душу, растрачиваю свою жизнь на бытовые мелочи. А всё потому, что побоялся ослабить хватку, отменить свои привычные дела и поехать к родному человеку. А если бы поехал, то сразу бы ощутил, как это наполнило бы меня. И увидел бы, что мир не провалился. И карьера не разрушена. И дела не пропали. И с работы не выгнали. И даже наоборот. Появилось столько внутренней энергии, что за день выполнил трехдневную норму.
Вот именно об этом сегодняшний отрывок. Мой крест — это моя способность и решимость реагировать на те сигналы, которые мне посылает Господь, чтобы я нарушил свой привычный ритм жизни и вышел из привычной колеи. Чтобы я почаще отвлекался от тех проектов, которые живут в моей голове. Ведь все они — порождение моей больной самости. Все они о том, как бы покомфортней устроиться в этом мире. Вроде так я хочу душу свою сберечь, но в итоге теряю её. Взять крест — означает быть готовым в каждую минуту исполнить Евангельские заповеди о любви к ближнему. Живо среагировать на другого человека, отказавшись при этом от своих графиков, планов и расписаний. Уметь делать шаг в неизвестность. Если будем понуждать себя делать это ради Христа и Его Евангелия, то сразу же ощутим, как страх, недовольство, беспокойство, тревога уходят, и на их месте поселяются тихая радость и полнота жизни, вечные спутники Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов