Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии совсем мало мест, где бы Иисус представал перед нами в строгом, даже — очень суровом — образе. И отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, именно такой. Давайте послушаем.
С чем же связана такая, казалось бы, неуместная строгость Иисуса по отношению к Своим ученикам? Разве не должны были они прежде всего свидетельствовать о Нём как об истинном Мессии, долгожданном Мошиахе — наконец-то явившемся в еврейском народе? Почему такой суровый, жёсткий запрет говорить об этом?
Ответ — в пояснении о грядущих испытаниях, отвержении, убийстве Иисуса и Его воскресении. Нам, живущим уже после исполнения всех этих слов, — очень трудно понять, насколько невыносимыми для слуха апостолов были эти категоричные утверждения — они-то ведь ждали совершенно иного: Мессия должен возглавить угнетённый еврейский народ, сбросить ненавистное иго римлян и помочь снова обрести былое величие и могущество! Вот куда именно и были нацелены все чаяния, все предвкушения апостолов — а слова Иисуса выглядели для них пугающими и загадочными.
Но для чего тогда надо было буквально вынуждать учеников признаться в личном отношении к Учителю? Мне видится, что причина здесь — педагогическая: то, что предстояло им вскоре пережить, было настолько невероятным, тяжёлым, обрушивающим все былые представления о Мессии, что надо было снова и снова сближать в их сознании два очень удалённых друг от друга утверждения: Иисус — Мессия, Христос — и Он же — Божественный Страдалец, Невинная, Непорочная Жертва, Которая будет принесена за грехи всего мира.
Сегодняшнее Евангелие учит нас прежде всего постепенности в донесении очень важных истин до слуха другого. Порой, конечно же, буквально «распирает» от желания обрушить на сознание другого всю ту массу правды, обладателями которыми мы и являемся, но в этот момент надо остановиться, вспомнить сегодняшний эпизод — и мало-помалу, снова и снова, шаг за шагом приучать слух другого человека к тем представлениям, которые поначалу для него могут быть абсолютно неприемлемыми!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак узнать волю Бога о себе и своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из девятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Ветхий Завет очень интересным образом рассказывает о том, как Бог создал женщину. Некоторое время после творения Адам был единственным человеком на земле. Однако в замысле Бога у него должна была быть спутница, друг и помощник. Примечательно то, что Господь не сразу приступает к созданию Евы. Непосредственно перед этим Он даёт Адаму заповедь наречь имена всем животным. Адам выполняет это и в процессе знакомства с окружающим миром понимает, что такого, как он, больше нет. Он один на этой земле. У него возникает острая потребность в другом человеке. И вот только тогда Бог наводит на него особый сон и появляется первая женщина. Это очень важный момент. Творец не ставит мужчину перед фактом — дескать, вот теперь, хочешь не хочешь, ты должен жить с этой женщиной. Он создаёт такие условия, что это понимание рождается в Адаме естественным образом. Возможно, он начинает даже задавать вопросы Творцу и просит Его объяснить, почему у него такое ощущение, будто кого-то рядом нет. В ответ на этот созревший запрос и исполняется воля Бога.
Через призму этой духовной закономерности можно взглянуть и на только что прозвучавший отрывок. Господь прекрасно знает, за кого Его почитают люди. Но в данный момент Ему важно, что по этому поводу думают апостолы. Они провели с Ним уже достаточно времени. У них накопился достаточный опыт, чтобы они смогли поразмыслить и сделать выводы о том, кем на самом деле является их Учитель. Подобно другим иудеям, у них также, наверняка, было много разных мнений на этот счёт. Они обсуждали, спорили, сомневались, молились. В прозвучавшем отрывке в ответе Петра мы как раз и видим то, к чему они пришли. Они осознали, кто есть Христос. Он Сын Бога. И вот только после того, как они дозрели до этой мысли, лишь после того, как она родилась прямо из их сердца, Господь открывает им подлинную цель Своей миссии. Это страдание, смерть и воскресение. Раньше они просто не смогли бы этого принять. Теперь же они готовы. Готовы к тому, чтобы идти с этим опытом дальше и открывать для себя нечто новое о Христе.
Оба библейских эпизода демонстрируют нам важную истину. Господь — премудрый педагог, а потому Он далеко не всегда даёт нам прямые ответы на наши вопросы. Он понимает, что многое из того, что мы просим, бывает слишком преждевременным. И если он спустит нам сверху готовое решение, мы не сможем его усвоить или поймём превратно. Он действует иначе. Создаёт такие условия жизни, когда ответы словно рождаются из нашего сердца. Он подводит нас к ним через обстоятельства, через людей, через ситуации. Благодаря всему этому, мы копим новый опыт. И когда вода начинает литься через край чаши, когда мы созрели, Господь даёт нам ответ. Открывает нечто новое о Себе, об этой жизни, о нас самих. Если что-то от нас скрыто, значит время ещё не пришло.
Это не означает, что мы должны сидеть сложа руки и ждать. Адам активно готовился к появлению жены. Он исполнял заповедь Бога о наречении имён животным. Апостолы ходили везде за Христом, старались вникать в Его слова. Старались применить их в своей жизни. Так должны действовать и мы. Наша задача во всех своих делах стремиться исполнять заповеди Творца. Все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием. Действовать так, будто мы апостолы Христовы. Порой совершать ошибки и впадать в заблуждения. Но каждый раз вставать и дальше идти за Спасителем. Одним словом, копить драгоценный опыт новой жизни. В этом и заключается воля Божия о каждом из нас. Когда наступит время, когда душа созреет, мы получим ответы на все свои вопросы. Их нам подарит Дух Божий, который постепенно, в меру нашего старания, будет наполнять наше сердце, раскрывая в нём Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов