Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В евангельском чтении, которое сегодня читается в храмах за богослужением, есть одно очень важное свидетельство: Бог — не жаден, Он — щедр и великодушен. Почему именно так — давайте послушаем отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки.
Если эту притчу услышит рачительный огородник, он очень удивится: что за неуместная расточительность — широким жестом бросать семена не только в заранее подготовленную землю, но и в совсем непригодную? Что мешает сеять прицельно, с минимизацией неизбежных расходов?
Конечно, любая притча — как метафора — ограничена, её нельзя до бесконечности расширять. Но вышеозначенный вопрос всё же вполне приложим и к истолкованию притчи — семя как слово Божие — широко засеваемое повсюду, даже там, где точно оно не прорастёт. Вопрос — зачем? Не является ли это «метанием бисера» перед теми, кто этого вовсе не достоин?
Ответ знает тот, кто знаком с учением святого мученика Иустина Философа о «семенных логосах» — по-гречески λόγοι σπερματικοί — или «семена истины», источником которых и является Слово Божие. Святой Иустин утверждал, что в дохристианскую эпоху Бог заботился и промыслительно вёл ко спасению не только иудеев, но также и языческие народы, открывая им некоторые проблески истины через философию или прочие науки. В один ряд с ветхозаветными пророками он ставит таких греческих мыслителей, как Сократ, Платон, Гераклит — да и многих других, в чьих глубоких размышлениях о природе сущего ясно проблёскивали Божественные истины.
Более того, святой Иустин считал, что семена истины были посеяны Богом не только на добрую эллинскую почву, но и в каждом народе — без исключения! Именно поэтому даже среди верований, казалось бы, совершенно далёких от Богооткровенной религии, мы можем встретить здравые и добрые утверждения — которые, по мысли Иустина, своим источником имеют Бога: всё хорошее, сказанное кем-нибудь, — писал Иустин — принадлежит христианам, которые получили откровение от Воплотившегося Логоса и обладают полнотой истины.
Смотрите, насколько щедрой рукой Бог засевает весь мир своими «семенами истины»: они повсюду — и в религии, и в искусстве, и в науке, и в отношениях людей — да при желании, эти отблески Божественной правды, красоты, мудрости можно обнаружить практически везде — даже в самом, казалось бы, Богом забытом месте! Но чтобы их «распознать», надо всего лишь иметь добрый и открытый взгляд, неангажированный предвзятым отношением к Богу!
Вот к чему и призывает нас сегодняшнее Евангелие: не только самим быть «доброй почвой» для вызревания слова Божия, но и бережно относиться к тем разбросанным повсюду семенам истины, которым мы можем помочь прорасти и тем самым существенно увеличить общий результат грядущей Божественной жатвы!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНередко Евангелие, говоря о проповеди Спасителя, делает особый акцент на силе Его слова. О какой же силе идёт речь и какую пользу из этого мы могли бы извлечь для самих себя? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Отрывок, который только что прозвучал, является прекрасной иллюстрацией того, какой огромной силой может обладать слово. Оно может прожигать до самого сердца и в корне менять человеческую жизнь. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы два важных условия.
Наша жизнь нередко проходит на фоне бесконечного потока письменной и устной речи. Это целый вал слов. И нередко они пустые и бессмысленные. Почему же? Не потому, что не содержат в себе полезной информации. Согласитесь, информация о том, как повыгодней продать недвижимость, очень даже полезная; путеводитель по местам развлечения в столице тоже может пригодиться; а уж сколько пользы можно извлечь, просто посидев на лавочке около подъезда и пообщавшись с соседями. Но какое значение всё это имеет с точки зрения преображения моей жизни? Зачастую никакого. И даже напротив. Нередко именно этот информационный шум формирует ту негативную атмосферу тревоги, беспокойства, раздражительности, страха и претензий к людям, из которой мы не можем выбраться и вязнем в ней, как в болоте, всё глубже и глубже. Слово, которое влечёт за собой коренные изменения, должно быть наполнено Духом Божиим. И это первое важное условие. Такое слово не о том, как лучше устроиться в этом мире. Не о том, как быть умнее, быстрее, компетентнее окружающих, чтобы занять своё место под солнцем и покомфортней организовать свой быт и быт своих близких. Это не о том, как получить. Это, скорее, о том, как, если потребуется, потерять всё, что у меня есть, но найти себя в этом хаосе жизненных обстоятельств и событий. Как раскрыть в своём сердце Царство Божие. Увидеть своё предназначение в замысле Творца. А потому зачастую это слово далеко не приятное. Оно открывает мне правду о себе, бьёт по моему эгоизму, который в ответ, как жёсткая и тернистая почва, отвергает его.
Поэтому, второе важное условие того, чтобы слово изменило мою жизнь — моя готовность услышать его и принять. Много полезных вещей мы читаем в духовной литературе, многое слышим от священников в храмах. И в ответ радостно с пониманием киваем: «Да, да, правду говорит батюшка, всё это обо мне». Однако срабатывает всегда один и тот же механизм: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Эта особенность нашего искажённого восприятия, о которой говорил ещё Господь: «видя не видят и слыша не разумеют». Рады бы мы принять слово Бога, да не можем. А не можем по той простой причине, что не применяем его в своей жизни. Мы просто просим у Бога что-то в молитвах и ждём, когда Он их исполнит. Уже который год сердце точит обида на близкого. Прошу слезно Бога избавить от этой тяжести. Но почему-то совсем не приходит в голову мысль, что необходимо ещё и действие какое-то совершить. Попытаться примириться с человеком. Не делаем. Боимся. Точнее, боится наш эгоизм. Нашёптывает мне, как нелепо, смешно и глупо я буду выглядеть. А представьте, как бы пострадала наша самость, если бы мы вышли навстречу своему страху и вопреки ему совершили бы евангельский поступок. Сразу бы почва сердца размягчилась. Мы моментально ощутили бы в душе действие благодати. А что, если так поступать во всех своих делах? Что если все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием и принимать слова Христа как чёткую инструкцию к действию? Сразу же стараться исполнять её, несмотря на смущения и страхи больной самости. Ведь каждое подобное действие проходит по сердцу подобно бороне, разрушает эгоизм. Сердце становится мягким. Слово Божие приживается в нём. В нём укореняется божественная благодать. И Царство Божие проступает всё ярче и ярче.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов