Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Библия воспринимается христианами как Слово Божее — это все знают. Но может ли это Слово быть опасным и вредоносным для человека? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается в храмах во время богослужения.
Вопрос, поставленный нами в начале программы, звучит для верующего слуха провокационно и, может быть, даже оскорбительно. Очевидно, что Бог не стал бы говорить ничего, что было бы вредоносным и неправильным. Конечно, если задуматься, не все слова, которые мы находим в Священном Писании, принадлежат Самому Богу. В Библии мы слышим голоса не только праведников, но и грешников, и даже бесов, но дело не в этом. В XIX веке русский поэт Тютчев высказал мысль, которую в веке ХХ поддержали бы многие философы. Он сказал: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Как автор, он прекрасно понимал, что читатель способен интерпретировать текст, как ему угодно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том, как Христос после крещения ведётся Духом в пустыню, где после сорокадневного поста к нему приступает сатана, чтобы искушать Его. Конечно, как Бог Христос был для него совершенно недоступен. Но пред сатаной был Человек, тайны Которого он не знал и понять не мог. Лукавый искушает Спасителя извне, ведь Сам по Себе Христос, как воплотившийся Бог, не мог иметь никаких греховных помыслов. Но дело не только в этом, но и в том, с помощью чего сатана это делает. Как и в случае с прародителями, он начинает разговор с непрямой цитаты, которая сразу отсылает к авторитету самого Бога и Его слова.
Если ты Сын Божий, то есть если после крещения Тебе сказана правда, претвори камни в хлебы... Дальше больше, ведь тот, кого в конце евангельской истории Спаситель назовёт «князем мира сего», предлагает Христу власть над всем, чем он по собственной мысли владеет. Наконец, в третьем искушении, лукавый не только вновь цитирует Бога-Отца, но и вспоминает псалом, который предрекает Мессии неуязвимость. Сами по себе цели, которые сатана ставит перед Христом, нельзя назвать греховными. Слова, которые он говорит, так или иначе имеют основание в Писании... Но методы, которые лукавый предлагает, недопустимы, ведь они предполагают измену Богу. Будучи послушен Отцу во всём и намереваясь исполнить Его волю до конца, Спаситель отвергает искушения. Однако, всё услышанное нами — не просто иллюстрация из жизни Богочеловека, но схема, по которой искуситель стремится соблазнить любого человека. Цели обычно не звучат особенно ужасно и необходимость их достижения порой обосновывается вполне логично... Всё для того, чтобы, как и в раю, соблазнить людей на достижение прекрасной цели греховными средствами. Со Своей стороны Спаситель показывает нам, что сами по себе призывы и идеи могут быть сколь угодно прекрасными, но нам, как христианам, важно сделать так, чтобы средства, которыми они достигаются, тоже были Божьими.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак избежать в своей жизни тяжёлых испытаний? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как сатана искушал Христа в пустыне. В предложениях лукавого воскресает древний соблазн, на который поддались Адам и Ева в раю. Дьявол пытается победить Спасителя через «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую». Три силы, которые лежат, по словам Иоанна Богослова, в основе всех греховных поступков человека. Однако Господь демонстрирует Свою Божественную силу. Он показывает, что те соблазны, на которые с такой лёгкостью поддаётся каждый из нас, не имеют над Ним никакой власти. Завершается эпизод кратким упоминанием о том, что, вернувшись из пустыни, Христос начинает проповедь Евангелия. Теперь Он открыто являет Свою силу, а люди, которые встречаются Ему на пути, прославляют Его, то есть признают, что через Него явно действует Бог. Господь на словах и на деле показывает, как можно преодолевать те самые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую», которые уродуют нашу жизнь.
Что полезного для себя мы можем почерпнуть из этой ситуации? Прежде чем стать профессионалом, новичок должен пройти курс обучения. Даже если у него хорошие учителя, это всегда путь испытаний. Никто не выпустит ученика на производство, прежде чем он не сдаст ряд экзаменов.
Так и в духовной жизни. Даже Господь подвергается испытанию. Что говорить о нас. На пути приобретения духовного опыта мы сдаём экзамены. Большинство из них промежуточные, они разбросаны в текучке будней. Но есть и ключевые. Их результаты определяют вектор всей нашей последующей жизни. Эти экзамены — наша точка роста. И чем серьёзней испытание, тем круче может измениться наша жизнь в лучшую сторону, если мы пройдём его успешно. Наша задача быть к этому готовым. Не проморгать свой шанс что-то кардинально поменять. Для этого требуется лишь одно: непрестанно спрашивать Бога, «а как в этой ситуации мне следует поступить, чтобы исполнить Твою волю». То есть все свои мысли, слова, дела и поступки постоянно сверять с Евангельскими заповедями.
Важно отметить ещё одно. Христос обладал Божественной силой изначально. А потому Он с лёгкостью преодолевает соблазны дьявола. Для нас же путь духовного роста — это всегда путь проб и ошибок. Мы неизбежно промахиваемся и как неопытный юнец бьём молотком по пальцу, а потом кричим от боли. Если промахнулись, покричать порой полезно. И эта ошибка — не повод для уныния и самоедства. Ведь профессионал тем и ценится, что он совершил в своей области все возможные ошибки и взял их на заметку и сделал верные выводы. Нередко он слезами и кровью добыл своё мастерство. Но отчасти именно благодаря этому он теперь настоящий спец в своем деле. К нему идут за опытом. Так и в духовной жизни. Если мы целенаправленно, постоянно, во всех своих делах стремимся исполнять волю Бога, не беда, что мы упали. Мы люди. Мы падаем. Необходимо просто сделать соответствующие выводы и с доверием Христу продолжить путь. Если проявим упорство в этом деле, произойдёт по человеческим представлениям немыслимое: наши самые тяжелые падения и потери, всё то, что мы считали нечистым и грязным, за что постоянно грызли себя, Он Своей благодатью превратит в бесценное сокровище, драгоценный опыт, которым мы сможем делиться с окружающими, рассказывая о том, как именно Бог провёл нас через череду испытаний, чтобы омыть, очистить, исполнить своим Духом и дать нам Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи