Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет того человека, который не сталкивался бы с непониманием со стороны других людей. Так или иначе, но мы все бываем неправильно поняты, бываем в ситуации сознательного искажения наших слов, подвергаемся клевете, о нас судачат, нас осуждают. Впрочем, значительно печальнее то, что мы и сами бываем теми, кто делает всё перечисленное в отношении других людей. Евангелие учит нас в первом случае не отчаиваться и не впадать в уныние, а во втором — постараться как можно быстрее избавиться от этих грехов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 3-й главы Евангелия от Марка, в этом отрывке мы можем услышать евангельское осмысление тех тем, которые я только что упомянул.
Во 2-й главе Послания апостола Павла к Евреям о Христе сказано так: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Иными словами, Христос прошёл через все те искушения и испытания, которые проходят люди, прошёл, и справился с ними, Он их выдержал, и одержал над ними победу, не изменив Богу ни в едином движении души. Если же Христос это сделал, то Он может помочь и нам достойно пройти через все жизненные трудности, если, конечно, мы обратимся к Нему с соответствующей просьбой.
Евангелие не скупится на рассказы о том, какие именно испытания довелось переживать Спасителю. Так, мы знаем, что само общественное служение Христа началось с искушений от диавола в пустыне, ну а в дальнейшем Спаситель претерпел всё самое худшее из того, что может дать человеческое общество, закончилось же земное служение Сына Божия насильственной смертью.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Марка также затрагивает тему искушений: Христа — Воплощённого Бога, Который априори не может сделать что-то неправое или же неправедное — обвиняют в том, что Он совершает знамения бесовской силой. Это обвинение абсурдно и беспочвенно, оно — следствие человеческой злобы и ограниченности.
Видим мы здесь и реакцию Спасителя на эти нелепые обвинения: Господь задаёт своим обвинителям простые вопросы, на которые у них нет ответов.
Эта евангельская история учит нас двум вещам.
Во-первых, если не понимали Христа и если клеветали на Него, то почему же люди должны понимать нас и не клеветать на нас? А во-вторых, тот, кто согрешает такими грехами, рискует услышать от Бога те вопросы, на которые у него не будет ответа точно так же, как не было на них ответов у клеветавших на Спасителя книжников. Эти вопросы Господь задаст на Страшном Суде, и лучше, конечно же, прожить жизнь так, чтобы к нам и вовсе не было у Бога никаких вопросов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ чём причина того, что мы осуждаем окружающих людей и как этого избежать? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
Представьте себе ситуацию. Я сотрудник некоей компании. Рабочий день. Захожу в помещение офиса и вижу, как в мои коллеги, собравшись в кружок, что-то бурно обсуждают. Слух улавливает, что кто-то произносит моё имя. При виде меня все внезапно замолкают и расходятся по своим рабочим местам. Какая первая мысль приходит мне в голову? Скорее всего, я сразу подумаю: меня обсуждают. Я испытываю неловкость и сразу начинаю гадать, в чём причина. Может, я с кем-то поссорился, и он настраивает окружающих против меня? Вспоминаю, кто ко мне испытывает неприязнь. Чем больше я думаю, тем больше во мне растёт подозрение, тревога и беспокойство. Короче говоря, я понял, против меня заговор. Моя голова довольно убедительно объясняет мне его причины и последствия. Она подсказывает мне, кто из моих коллег какую роль в нём играет. Теперь всё мне ясно и понятно. Этот процесс в той или иной степени знаком каждому из нас из личного опыта.
Вот примерно в том же ключе можно прочитать только что прозвучавший отрывок. Родные Иисуса не могут понять, как может человек, у которого устроен быт, есть ремесло, стабильный заработок, оставить всё и стать странствующим проповедником, так что и голову Ему негде преклонить. Более того, Своими словами и действиями Христос настраивает против Себя элиту иудейского общества, что весьма опасно. Ну и, наконец, Он собрал вокруг Себя весьма странную компанию: рыбаки, сборщик налогов, фанатичный националист, блудницы, нищие и убогие. Всё это заставляет родственников Христа искать какое-то объяснение Его странным поступкам. Диагноз ставят легко: Он вышел из Себя, повредился умом.
По схожей модели действуют и книжники. Человек претендует на звание Мессии, но Его образ не очень-то походит на образ выдающегося политического лидера. У него нет армии, нет союзников среди сильных мира сего, нет финансовой поддержки. Но Он творит чудеса. Как всё это объяснить? Всё просто — Он служитель Веельзевула, то есть сатаны.
В обоих случаях действия Христа непонятны окружающим. Они видят в них какой-то подвох. Каждый пытается объяснить происходящее по-своему. Однако ориентируются все они на свой личный духовный опыт. И, по сути, те диагнозы, которые они ставят Спасителю, — это приговор их собственному духовному состоянию. Как мы знаем, все они в итоге жестоко обманулись. Не разглядели Бога в своей жизни.
Нередко мы также страдаем этой болезнью. Житейская логика подсказывает нам, что окружающие норовят нас обмануть, предать, использовать. Почему так происходит? Потому что у нас был горький опыт. Мы встретили на своем пути злого человека, которому доверились, а он сделал нам больно. Но нередко получается так, что именно через призму одной подлости, мы начинаем воспринимать и все другие ситуации. Наши отношения с окружающими становятся напряжёнными. Постепенно мы сами становимся злыми и причиняем боль другим. Христос очень хорошо говорит по этому поводу в Евангелии: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Как же прервать этот порочный круг? Господь даёт простую заповедь: «не судите». То есть не давайте окончательную оценку человеку. Наш современник преподобный Паисий Святогорец советует, как именно научиться это делать. Во всякой ситуации необходимо стараться включать добрый помысел. Мысли говорят тебе: эти люди замышляют что-то против тебя. Не верь этим голосам. В действительности это лишь мой больной эгоизм нашёптывает мне, что коллеги по работе осуждали меня, когда я вошёл в офис. На самом деле, они советовались, какой подарок мне подарить по случаю моего повышения в должности. И так во всём. Думай о человеке лучше, помолись за него и препоручи ситуацию Богу. Он управляет нашей жизнью. Вот это и есть прямое исполнение Евангелия. Если будем так поступать, Господь всегда устроит нашу жизнь, отведёт от нас зло. Но самое главное, однажды заметим, что мир вокруг стал намного чище, дружелюбнее и светлее, потому что светлее стало в нашем сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист