Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 23
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Размышляя о прошлом, многим из нас свойственно задумываться о том, что наша личная история, как и история нашей страны или даже целого мира, могла бы развиваться иначе, если бы не произошло того или иного события. Но есть ли толк в подобных сожалениях, если история не имеет сослагательного наклонения? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 23.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

В жизни каждого из нас есть поступки, о которых мы сожалеем. В то же время эмоции, которые мы переживаем, могут быть обманчивы, причём не только для окружающих, но и для нас самих. Иногда на исповеди люди рыдают и упрашивают Бога простить их тяжкий грех, а через время снова его совершают, иногда же, напротив, исповедь бывает практически безэмоциональной, но человек коренным образом меняет свою жизнь.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим пример того, к чему можно прийти, лишь сетуя о прошедшем, но совершенно не меняя жизни в настоящем. Иудеи, окружавшие Христа, действительно переживали о том, что их предки побивали камнями пророков. Они строили пророкам гробницы, стремясь увековечить их память и при этом совершенно не понимали, что лучшим способом сделать это, была бы жизнь в соответствии с их учением. Но выбор иудеев был иным, и вся логика этого выбора вела их к трагичному концу. Именно поэтому мы слышим из уст Спасителя парадоксальный и страшный призыв: «дополняйте же меру отцов ваших». Если бы Он сказал «и вы дополните» или «вы и сейчас дополняете», но Он говорит в повелительном наклонении, впрочем, не столько указывая им, что делать, сколько выражая горькую иронию того, кто поторапливает палача.

Осознавая, что он на пагубном пути, человек обычно довольно долго пытается с собой договориться. Вспоминая то доброе, что есть в его жизни и будучи уверен, что всегда может к этому доброму вернуться, он уверяет себя, что зло совершает лишь вынужденно, под давлением обстоятельств. В словах Спасителя очень хорошо видны подобные метания и ужас положения фарисеев и книжников. Они строят гробницы, которые должны успокоить их совесть, но враждуют с живыми пророками своего времени, потому что боятся их служения, свободного, пламенного, не скованного страхом. Суть пророческого служения противоречит всему настрою фарисеев и книжников, самой их жизни. В итоге их сетования оборачиваются против них, потому что они просто не понимают сути происходящего. Осуждая предков и поступая так же, как они, книжники и фарисеи осуждают самих себя.

История действительно не имеет сослагательного наклонения, но она может учить. Иудеи относились к своей истории очень внимательно, переживали за вавилонский плен, в котором когда-то находились, за захват их территории римлянами. Мы видим, что фарисеи были внимательны даже к истории пророков, но всё же эта история ничему их не научила. Но разве мы не повторяем их пути? Мы нередко сетуем, размышляя о том, как сложилась наша история. Но вместо того, чтобы сетовать и обличать старшее поколение, нам стоит быть внимательными к нашей собственной жизни и стараться прожить её по совести.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как и очень многие люди, евангельские фарисеи пребывали в иллюзиях относительно себя самих. Они изучали Священное Писание и историю своего народа, всматривались в героическое прошлое, замечали преступления былых времён, отождествляли себя с праведниками и отмежёвывались от их гонителей. Они, как это зачастую и бывает, думали, что по своему складу они ближе к праведникам, а не к тем, кто подвергал праведников гонениям, а иной раз и предавал смерти. Христос неоднократно делал попытки разрушить эту иллюзию, и показать, что без изменения жизни по слову древних праведников невозможно им уподобиться. Одну из таких попыток зафиксировала 23-я глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой читается сегодня за литургией в православных храмах.

Глава 23.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

В истории Израиля были свои мученики. К таковым можно отнести, к примеру, пророков Исайю и Иеремию, оба они были жестоко убиты. Вполне естественно, что современные Христу иудеи отождествляли себя с мучениками, а не с теми, кто вёл их на казнь. Собственно, так поступают все люди.

Самый яркий пример такого рода, конечно же, отношение ко Христу, Который был распят римскими властями после основанного на клевете приговора. Когда мы читаем историю о Распятии Христа, то мы безусловно принимаем Его сторону и осуждаем как иудейских первосвященников, так и исполнителей приговора. Если же всмотреться в эту историю внимательнее, если подумать о том, каким образом дело дошло до казни, то мы увидим, что виноваты не только те люди, которые принимали непосредственное участие в убийстве Спасителя. Убийство, в целом, было своего рода общим делом практически всех живших тогда в Иудее людей, и связано это было с тем, что служение Христа и Его слова были поняты неправильно. Он призывал к внутреннему изменению человека, к вере, милосердию и справедливости, но Его современникам все это было ни к чему, ведь ни вера, ни милосердие, ни справедливость не могут ничего дать человеку в ближайшей перспективе, тогда как людей, как правило, интересует то, что мы можем получить в рамках земной жизни, желательно как можно скорее. Да, Христос исцелял, воскрешал и кормил, но при этом Он утверждал, что Его Царство не от мира сего, а это людям совершенно не интересно. В итоге же служение Христа закончилось Распятием.

Можно ли сказать, что мы, если бы жили в той местности в то время, поняли бы Христа и не стали, пусть и молчаливыми, но соучастниками Его казни? Для поиска ответа на этот вопрос необходимо задаться ещё одним вопросом: а понимаем ли мы и принимаем ли Христа сейчас? Что мы ждём от Него? Интересно ли нам неотмирное Царство, которое Он проповедовал, или же нас больше интересует возможность получить нечто от Христа в рамках земной жизни? Если нас привлекают перспективы лишь благополучной земной жизни, то получается, что мы ничем не отличаемся от гонителей Христа. И это, конечно же, повод глубоко задуматься, внимательно перечитав Евангелие и толкования к нему.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из грозной речи Спасителя, обращённой к книжникам и фарисеям. Люди, которых многие почитали как учителей нравственности, слышали в свой адрес обвинения в лицемерии, неискренности, жестокости...

Речь, которую произнёс Иисус, современному человеку может показаться мало соответствующей иконописному образу. Он же говорил о том, что кроток и смирен сердцем, а значит должен быть тихим и чуть ли ни робким. Однако надо понимать, что наше поведение и речь во многом зависит от культуры, в рамках которой мы существуем. Экспрессивная и образная речь, которая современным сдержанным людям может показаться чем-то чрезмерным, в то время была вполне нормальным явлением. Да и смирение Христово заключалось не в том, что Он был молчаливым и робким, но в том, что Он знал и исполнял волю Божию о Себе.

И именно в рамках исполнения воли Божией Он обращался к книжникам и фарисеям, стремился сделать их, знатоков и ценителей закона, своими сторонниками, в то же время понимая, что невозможно насильно сделать лицемеров искренними, а безответственных сознательными.

Христос говорит о лицемерии фарисеев, потому что они прекрасно знали в чём суть закона, но внутренне выбирали путь внешней, показной праведности. В их поступках не было ни подлинной любви, ни снисхождения к людям, которых они считали неучами и грешниками. Что могли делать среди простых людей такие записные праведники? Стремиться к внешним почестям, к тому, чтобы председательствовать в собраниях и поучать всех с высоты своего положения. Правда тех, кто поучал их самих, они просто ненавидели. Почитали пророков издалека, но тех, кто обращал к ним пророческую речь, не принимали.

Легко обвинять в неправильном поведении предков, но что они сами сделали для того, чтобы вести себя иначе? Ничего. И именно об этом им говорил Христос. Люди, которые всю жизнь объясняют свои несчастья ссылками на недостойное поведение отцов и ничего не исправляют в собственной жизни, никогда не будут жить достойно. Когда Спаситель говорит, что с них взыщется кровь праведников от Авеля и до настоящего времени, Он не пугает их каким-то особенными карами, но высказывает одну простую мысль: люди, которые вслед за своими отцами продолжают грешить, не могут ждать улучшения жизни... Им остаётся лишь пожинать плоды того, что они выбирают.

Нередко и нам кажется, что кто-то где-то когда-то совершил неправильный выбор, который определил наши сегодняшние проблемы. В этом есть своя часть правды, но мы должны осознать, что прошлого уже не изменить. Из него надо сделать выводы, чтобы стало другим настоящее и будущее. Принимая с благодарностью то доброе, что было сделано жившими до нас и стремясь избежать их ошибок, мы должны осознать, что свободны жить по заповедям уже сегодня.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
04.09.2024среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****