Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Преображение

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Матфея, Глава 17
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Учение о созерцании Божественного света — это нерв православной духовной традиции. Великие святые описывали, как переживали этот возвышенный опыт. Но доступен ли он нам, простым людям? Над ответом на этот вопрос призывает нас поразмышлять тот отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 17.

01 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

02 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

03 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

04 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

05 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

06 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

07 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

08 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

09 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Во время Преображения Господь явил апостолам Свою Божественную славу. Ученики увидели, что «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». А евангелист Марк в своём рассказе о Преображении уточняет, что одежды стали блистающими и «белыми, как снег, и как на земле белильщик не может выбелить».

То сияние, которые увидели апостолы, в православном богословии называют Фаворский свет. Или же благодать Божия. Отцы Церкви настаивают на том, что это не чувственный свет. И воспринимается он не физическими глазами. Это сияние, которое открывается нашему духовному взору, когда сердца касается Дух Божий. Для того, чтобы описать именно это внутреннее состояние, Евангелие и использует чувственные образы.

Все мы, как и первые ученики Христовы, призваны к созерцанию этого сияния. Конечно, не в той степени, в какой его переживали святые люди. Но именно благодаря тому, что мы видим этот свет внутри себя, мы оказываемся способны к подлинной добродетели. Ведь как говорит апостол Иаков, «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов». То есть всё подлинное добро от Бога, Который есть источник света.

Можно сказать, что этот свет Божией благодати проявляет себя в нашем сердце как особая интуиция, духовное чутьё. Если мы руководствуемся им, все наши начинания оборачиваются на пользу нам самим и людям. Результаты наших трудов долгосрочны и добротны. Если этой благодатной поддержки нет, всё, сделанное нами, оказывается ущербным и ненадёжным. Как Господь говорит об этом в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего».

Более того, этот свет не только поддерживает нас в наших добрых делах. Он ещё и вдохновляет нас на них. Именно благодать Божия рождает в нас благие помыслы, с которых начинается любое полезное дело. Поэтому говорится в послании апостола Павла к Филиппийцам: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».

Итак, свет Божественной благодати вдохновляет нас на дело, помогает воплотить его в жизнь, а потом поддерживает и хранит результаты наших трудов. Но тогда вопрос: а где же в этой замечательной схеме мы? Если всё за нас делает Бог, какова наша роль? Вот как на этот вопрос отвечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «наше дело — с большею или меньшею готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь». Другими словами, наша задача привести свою душу в такое состояние, когда она становится восприимчивой к этому свету.

Как же это сделать? Ответ прост. Наше дело — это ежедневное, усердное и самоотверженное исполнение заповедей Евангелия. То есть совершение действий, направленных на служение ближним ради Христа. Кроме того, наше дело — это участие в церковных таинствах, а также по мере своих возможностей, исполнение церковной дисциплины. Именно эта работа обостряет наше духовное чутье. Она делает нас более восприимчивыми к свету Божией благодати, которым преисполнено всё творение Божие, включая нас самих. И когда мы поворачиваемся к Богу лицом, мы начинаем это ощущать. Тогда, по словам святителя Феофана Затворника, «все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются... Тогда всё будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми». В эти моменты, в каких бы обстоятельствах мы не находились, что бы с нами не происходило, всё наше существо с благодарностью говорит, подобно Петру: «Господи! Нам просто хорошо здесь быть».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что делать со своими негативными эмоциями? Как их подавлять или же избавиться от них насовсем? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 17-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 17.

01 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

02 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

03 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

04 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

05 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

06 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

07 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

08 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

09 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Эти слова принадлежат апостолу Петру. Они были написаны спустя много лет после того события, о котором рассказывает сегодняшний евангельский отрывок. Однако настолько грандиозным был тот опыт, который ученики получили на горе Фавор, настолько их потрясло увиденное и пережитое во время Преображения Спасителя, что они носили это в собственном сердце до конца своих дней. Более того, эту память они передали Церкви.

Если мы приглядимся к тексту Евангелия, то можем увидеть в нём следы эмоционального потрясения учеников. Пётр обращается ко Христу: «как же хорошо, Господи, давай сделаем три шалаша и останемся здесь навсегда». Сердце учеников переполняет радость вплоть до эйфории. Некоторые толкователи сравнивают их состояние с тем, которое испытали апостолы в день Пятидесятницы. После сошествия Святого Духа на них, они вели себя так непринуждённо, что окружающие подумали, будто они напились вина. Человек, обременённый житейскими заботами, напряжён и сосредоточен. Его нервы — тугой узел, скрученная верёвка. Здесь же состояние полной открытости, доверия, лёгкости и даже детской беспечности. Очевидно, это действие благодати Божией на чувства апостолов.

Но не только эти эмоции вызывает у них Преображение. Уже в следующем стихе мы видим, как с неба раздаётся голос, и ученики падают ниц. Они в страхе и трепете. Казалось бы, там, где эти чувства, нет места радости. Однако страх Божий совсем иного свойства. А потому евангелист Марк, который описывает эту историю с другого ракурса, свидетельствует о парадоксальной вещи: апостолы испытывали страх и радость в одно и то же время. «При сем Пётр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». Из этого, мы видим, что та палитра эмоций, которую пережили апостолы, несмотря на резкие контрасты в оттенках, имела один источник — благодать Божественного присутствия.

Здесь Евангелие открывает нам важный закон. Бог устроил человека так, чтобы он познавал окружающий мир разными способами. Не только умом, но и при помощи чувств. Поэтому эмоциональная сфера так же дорога нашему Небесному Отцу, как и всё остальное в человеческом существе. Есть просто неверное использование своих чувств. А оно неизбежно, когда мы чрезмерно концентрируемся и зацикливаемся на самих себе и своих хотелках. Живём так, будто кроме меня любимого вокруг никого больше нет. Тогда даже самые благородные и возвышенные эмоции могут принести нам страдания и боль. Так Бог посылает нам сигнал: остановись, задумайся, что-то с тобой не в порядке. Напротив, когда мы, подобно апостолам на горе Преображения, максимально сосредоточены на Христе, ведём внимательную духовную жизнь, стараемся на ежедневной основе следовать заповедям Евангелия, даже те переживания, которые мы раньше считали тяжёлыми, пытались их избегать, подавлять, заменять другими эмоциями, преображаются. И в нас удивительным образом начинается сочетаться то, что раньше мы считали несовместимым. И жизнь расцветает новыми красками, она получает неизмеримую глубину и объём.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
19.08.2024понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ