Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, человеку весьма сложно сохранять горение веры без каких-либо знамений от Бога, с другой стороны, сам поиск таких знамений — это вовсе не то, что одобряется Богом. Получается довольно странная ситуация: мы нуждаемся в своего рода «обратной связи», но поиск такой связи под запретом. О запрете повествует звучащий сегодня в православных храмах отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом, не требуя от Бога чрезвычайных знамений, мы можем сохранить и укрепить нашу веру.
Каким образом, не требуя от Бога чрезвычайных знамений, мы можем сохранить и укрепить нашу веру? Только что прозвучавший евангельский отрывок переносит нас к дискуссии между Христом и представителями двух наиболее влиятельных религиозных партий Древнего Израиля — фарисеями и саддукеями. Фарисеи и саддукеи пребывали в непрестанной борьбе между собой, но появления Христа их объединило: Спаситель не принадлежал ни к каким партиям, Он действовал совершенно самостоятельно, Он не цитировал авторитетных раввинов, Он проповедовал от Себя Самого, ссылаясь лишь на Священное Писание. Всем этим Господь сильно отличался как от фарисеев, так и от саддукеев, и вполне естественно, что они пытались понять, кто же такой этот нашумевший проповедник из Галилеи, и потому они просили показать им знамение. Евангелист Матфей без лишних объяснений прямо назвал такое требование не чем иным, как искушением, то есть на самом деле фарисеям и саддукеям не нужны были какие бы то ни было знамения, ведь знамения ничего не смогли бы изменить в их картине мира, да и Воплощённый Бог отнюдь не фокусник, Он не станет поражать публику спецэффектами.
Ответ Спасителя не оставляет сомнений: да, просьба фарисеев и саддукеев была попыткой искусить Христа, то есть поставить Его в неудобное положение, была попыткой доказать самим себе и всем окружающим, что Иисус из Галилеи никакой не Христос, а всего лишь один из множества непрестанно сменявших друг друга в Древнем Израиле харизматичных проповедников.
Здесь нам стоит удивиться изощренной хитрости, выразителями которой стали фарисеи и саддукеи, носителями же которой являются все люди: мы — существа, созданные Богом из земли, живущие и мыслящие благодаря силе Божией — по какой-то удивительной причине отказываемся видеть знамение присутствия Бога в самих себе и начинаем требовать от Бога подтверждения Его бытия, Его силы и Его власти. Конечно же, ответом на такие требования всегда будут те слова, которые услышали от Христа фарисеи с саддукеями: Господь сказал им обратить внимание на окружающий мир, на самих себя, на Священное Писание, на всё то, что уже явлено Богом, в том числе и на известные самим фарисеям и саддукеем Христовы чудеса. Чудеса — это не какой-то научный эксперимент, который не считается таковым в том случае, если он не проведён больше, чем один раз. Чудеса — это уникальное действие Божие, направленное на спасение человеческой души, а чудо, совершённое ради удовлетворения любопытства, скорее погубит душу, чем спасёт её.
Да, мы нуждаемся в подкреплении нашей веры. Бог это прекрасно знает. А потому-то Он и даёт нам знамения, нужно всего лишь не отказываться их видеть, ведь чудеса Божии не имеют «срока годности», и те знамения, которые описаны Священным Писанием или же зафиксированы Преданием Церкви, остаются знамениями на все века, и мы не имеем права сказать, что наша вера не стоит на твёрдом фундаменте, а если мы всё это понимаем, то мы не станем искушать Бога неразумными требованиями так, как то делали лицемерные фарисеи с саддукеями.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееИзвестный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи однажды написал: «Ничто так не обманывает нас, как наше мнение». Действительно, человек довольно часто выдает желаемое за действительное, отказываясь принять реальное положение дел. Причин такого поведения может быть много. Но в корне их, чаще всего, лежит стремление не видеть правды о себе и мире вокруг. Об этом, в частности, повествует отрывок из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Прозвучавшее евангельское чтение делает нас свидетелями очередной дискуссии между Христом и Его оппонентами — фарисеями и саддукеями. Интересно, что представители двух данных течений отложили в сторону имевшиеся разногласия, поскольку увидели в Господе Иисусе общего врага. В чём же заключалась опасность, которую увидели фарисеи и саддукеи в проповеди Спасителя? Если говорить кратко, то в правде Божией, наполнявшей слова и поступки Христовы. Эта правда не только вдохновляла слушателей, но и высвечивала лживость действий религиозных вождей древнего Израиля.
Фарисеи и саддукеи, пусть и по-разному, но фактически паразитировали на окружающих людях. Первые — создав огромный свод обрядов и правил, сделали себя экспертами в области религии, навязали простым людям собственный (как утверждалось) необходимый авторитет. Вторые же — пошли по пути согласия с языческой властью, стали для неё опорой лояльности. Но не это, по большому счёту, вызывало возмущение Христа.
Ничто так не огорчало Сына Божьего в годы Его земного служения, как человеческое лицемерие. В особенности тогда, когда оно становилось лицемерием перед самим собой. Человек начинал лгать не только окружающим, но и себе самому, искусно маскируя пороки, оправдывая самые гнусные поступки благими причинами. Собственно, казнь Сына Божьего тоже имела вполне реалистичные (с точки зрения судей Христа) причины.
Господь, критикуя Своих оппонентов, на самом деле, обращается к апостолам и последующим поколениям христиан. Спаситель призывает Своих слушателей просить у Отца Небесного истинного здравомыслия, чтобы не обманываться и не называть ложь правдой, находя для того как соображения практического, так и религиозного характера.
Христос указывает, что в большинстве случаев всё в жизни обстоит очень просто. Есть правда Божия, а есть ложь. Третьего просто не дано. Как в отношении упоминаемого им примера погоды. Если во время заката небо имеет красный оттенок, то утром будет ясно. Если же — багровый, то ожидается ненастье. В отношении служения Спасителя тоже всё было предельно понятно. Религиозные вожди Израиля видели, что в отношении Христа сбываются все пророчества Ветхого Завета, но отказывались верить, поскольку не желали расстаться с ложными представлениями как о служении Мессии (которого хотели видеть земным царём), так и о своем духовном величии.
Спаситель, видя это упорство, произносит слова, прозвучавшие в ушах противников Евангелия жёсткой отповедью. Не дастся вам иного знамения, кроме знамения Ионы пророка. Пророк Иона проповедовал не иудеям, а язычникам. И его миссия показала, что Бог имеет попечение не только об Израиле. Таким образом, Христос показал, что и Его учение найдёт себе истинных последователей за пределами ветхозаветной цивилизации. А значит — появится новый избранный народ Божий.
Об этом важно помнить и нам. Ни в коем случае нельзя поддаваться упомянутой в сегодняшнем чтении «закваске фарисейской и саддукейской» — самообольщению, горделивому самомнению, лжи самим себе. Ни к чему хорошему этот путь не приведёт. Будем просить у Господа здравомыслия и видения тех вещей, что мешают нам обрести единство с Ним. Чтобы преодолев эти препятствия, обрести истинную радость Богообщения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист