Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии есть несколько фрагментов, которые пронзительны своей... подозрительной простотой и очевидностью. Но так ли это на самом деле — давайте послушаем отрывок из 15 и 16 глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах — и потом поразмышляем об этом.
01 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Почему я сказал о «подозрительной простоте» этого отрывка из Евангелия от Иоанна? Отвечу так: а разве есть кто-то, кто в здравом уме и ясной памяти стал бы выступать против любви как таковой? Ведь о важности любви между людьми говорили многие мыслители и задолго до Иисуса: Конфуций, Будда, Сократ, Платон, Пифагор — и многие другие — в той или иной степени декларировали жизненную ценность любви как таковой.
Но как понять тогда такую настойчивость Иисуса, Который снова и снова на Своей прощальной вечере повторяет апостолам: любите друг друга, и ничем не смущайтесь? Едва ли это проповедь «обо всём хорошем против всего плохого»? Явно, мы упускаем что-то очень важное для понимания!
Чтобы подойти к ответу, давайте посмотрим на ситуацию вот в каком ракурсе. Что противоположно «любви к другому»? Нелюбовь — как отказ в субъектности, непозволение другому быть таким, каким он сам себя осознаёт, видит, мечтает. Наиболее ярко такая «нелюбовь» под гримасой «сверхлюбви» проявляется в родительской гиперопеке — когда ребёнок из личности превращается в безвольный материал для реализации родительского «проекта». Но есть и другая, прямо противоположная крайность «нелюбви» — игнорирование, обесценивание, вытеснение другого за границы пространства личного бытия. Другими словами, полное пренебрежение к другому — так, словно бы его и не было вообще.
Обозначив эти две полярные крайности, теперь можно попробовать нащупать гармоничное пространство для любви. Мы увидим, что это будет деятельной заботой о благе другого — с внимательным, бережным отношением к тому, что составляет «внутреннюю святыню» объекта нашей любви. Любящий по-настоящему не пытается «подменить» собой любимого, или, напротив, «капитулировать» перед ним — но постоянно учится «раскачивать», «резонировать» лучшие стороны — и, напротив, «гасить», «успокаивать» худшие.
Заповедь о любви, которую даёт Своим ученикам Иисус непосредственно перед тем, как рухнут все их надежды, да и весь мир обернётся к ним своей самой неприглядной стороной — это мощный якорь, зацепившись за которой они только и могут удержаться от отчаяния и гибели. Иисус предвидит, как очень скоро среди Его учеников начнут проявляться худшие стороны — маловерие, поиск виноватых, подозрительность — и заранее призывает их иметь веру и мужество переступить через весь этот негатив, не позволить превратиться ему в критическую массу претензий и обид. «Любите друг друга, невзирая ни на что — в том числе и собственное несовершенство» — это прекрасно работающий рецепт по созданию той самой братской общности вокруг самого главного, на чём и будет вскоре построена Церковь!
И апостолы — услышали слово Иисуса. И для нас это же самое слово, которое звучит в храмах сегодня, снова и снова предлагает проверить уже на личном опыте этот нестареющий с веками рецепт!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак найти своё предназначение? Как понять, что Бог ожидает от меня и в каком направлении мне необходимо двигаться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й и 16-й глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Социальная жизнь древнего человека — преимущественно жизнь общинная. Неслучайно, например, в Древней Греции одним из самых тяжёлых наказаний являлся остракизм, изгнание из полиса. Жить вне стаи во враждебном мире смертельно опасно. Следовательно, быть или не быть в окружении единоплеменников, единоверцев, единомышленников — вопрос жизни и смерти. А потому пророчества Христа, который содержатся в только что прозвучавшем отрывке, на первый взгляд, рисуют перед взором Его апостолов совсем не радостные перспективы.
Господь предупреждает, что наступят дни, когда Его учеников выгонят из синагог. Для слушателей Христа синагогальная община — это связь с землёй, родственниками и верой отцов. Потерять связь с этой общиной — потерять почву под ногами. По сути, стать тем, кем никто и никогда быть не хочет: отщепенцем, маргиналом, еретиком. Именно так будут выглядеть последователи Христа в глазах иудейского большинства.
Что же взамен? Спаситель обещает, что Его Дух соберёт их в новую общность, создаст новый народ, который в наследие получит новую землю, создаст собственную культуру, обретёт свою уникальную и неповторимую идентичность. Одним словом, действие благодати Божией на души верующих будет таково, что с лихвой восполнит ту внутреннюю пустоту, которая зияет на месте прежних связей и отношений. Его ученикам будет куда идти, они обретут почву под ногами, их будут окружать такие же, как и они. И в этой среде каждый верующий будет чувствовать себя уверенно и спокойно, как дома.
Это очень важно понять. Несмотря на то, что христианство большое внимание уделяет личности каждого отдельного человека, это религия общины. Выражаясь словами апостола Павла, Церковь — тело Христово. Именно с общины начинается наша духовная жизнь. Здесь мы получаем не просто знания о своей вере, не просто участвуем в богослужениях, здесь нам не просто передают свой опыт и согревают своим теплом опытные наставники. Здесь у каждого появляется уникальная возможность найти себя. Увидеть и осознать, кто я есть перед лицом Божиим. Какую роль Он отвёл мне в Своём замысле. Что я должен делать. Какое у меня предназначение. Всё это открывается по мере погружения в общинную жизнь. Бог говорит с нами через других Своих детей и через те ситуации, в которых я оказываюсь, стараясь принести пользу окружающим путём исполнения Евангельских заповедей.
Вне церковной общности я начинаю терять себя. Суета окружающего мира разрывает меня на части, размывает, словно манную кашу по тарелке. Где я? Кто я? Зачем я? Непонятно. Неслучайно, согласно первым христианским правилам, крещёный, который в течение месяца не принимал участие в Евхаристии, считался отпавшим от церковного единства. Он потерялся. Ему необходимо собирать себя заново.
Не будем забывать об этом. Если хотим раскрыть в себе тот потенциал, который вложил в нас Творец, постараемся найти своих. То место, где я смогу служить на пользу Церкви Божией в лице других верующих братьев и сестёр. Именно здесь и будет мой дом. Здесь я смогу глубже узнать самого себя и своего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов