Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном нашумевшем молодёжном сериале есть эпизод, когда к девочке, подвергшейся насилию, вдруг резко меняют отношение все бывшие друзья и приятели. Почему и как это произошло, нам поможет понять разбор отрывка из 14 и 15 глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
01 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
02 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
03 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
04 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
05 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
06 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
07 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
08 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
09 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Как же связаны спор между Иисусом и фарисеями об умовении рук — и трагическая судьба героини из молодёжного сериала? А связь — самая непосредственная: ведь речь идёт о категории «чистый — нечистый».
Как ни странно, но даже в самых, казалось бы, нерелигозных субкультурах — таких, как тюремная — эта категория является базовой. И речь, конечно же, идёт вовсе не о физической чистоте или загрязнённости: значение здесь далеко выходит за рамки физического мира. Фактически, мы имеем дело с феноменом «фантомных болей» — когда причины и суть давно стёрлись, но привычка «испытывать боль» могла остаться навсегда.
Не только в иудаизме, но и практически в любой древней религии сфера Божественного требовала к себе особого отношения и воспринималась как пространство выделенное, исключительное, предполагающее специальную подготовку перед общением с духовным миром. Именно отсюда и появляется обычай ритуальных омовений — который в итоге превратился в символическое действие: едва ли можно думать о полноценном умовении рук столь малым количеством воды, которое помещается в полторы скорлупки от яйца! А именно такой объем требовался для омовения рук во времена Иисуса. От умовения, имевшего некогда простой и понятный смысл физического очищения, остаётся лишь образ — фактически бессмысленный. И за несоблюдение этой «видимости» умовения столь жёстко упрекают Иисуса фарисеи.
Но давайте вернемся к героине сериала. Как же стало возможной столь резкая перемена отношения окружающих к пострадавшей девочке? Ответ — в переносе тюремных категорий «чистый — нечистый» в обычную жизнь позднесоветского человека. Духовный вакуум без особого разбора «втягивал» в себя что угодно, где были хотя бы остатки, или даже намёки на ценностную систему. И так понятие «скверны», своими корнями восходящее именно к талмудическому, вдруг надёжно укоренилось в сознании подростков. Ведь неспроста значительная часть тюремного жаргона восходит именно к идишу — не отсюда ли и следует искать корни пресловутой «нечистоты»?
Заметим, что именно талмудическое понятие «нечистоты» обладает высокой «когнагиозностью» — то есть способностью передаваться при прикосновении. Как в эпизоде из сериала, когда бывшие друзья демонстративно выбрасывают бутылку с лимонадом, из которой отпила «нечистая».
Как мы видим, казалось бы, между временем земной жизни Спасителя и 20-м веком — огромное расстояние. Но околорелигиозные установки — продолжают жить и — не побоюсь этого слова! — отравлять жизнь и даже самых нерелигозных людей. Поэтому слова, которыми Иисус разрешает недоумение фарисеев — по сей день должны звучать в наших ушах как единственно верный подход к ритуальной нечистоте: «Не то, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека».
Помоги же нам, Господи, быть вдумчивыми прежде всего в нашем отношении к другим — а не пугаться мнимой нечистоты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧего Бог ожидает от человека? В чём суть религиозной жизни? Кто может называться истинно верующим? Отрывок из 14 и 15-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на эти вопросы. Давайте послушаем.
Глава 14.
35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
Глава 15.
1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Книжники и фарисеи в своей духовной жизни ставили на первое место исполнение закона Моисеева, который содержится в самой древней и наиболее авторитетной части Священного Писания. На протяжении истории этот правила обрастали многочисленными комментариями, которые объясняли, как исполнять древний закон в современных условиях. Большинство этих толкований были устными и передавались от учителя к ученику. Все их в совокупности Христос и называет «преданиями старцев». Огромная часть этих преданий была посвящена тому, как сохранить себя от телесного осквернения. Всё, что окружало правоверного иудея делилось на чистое и нечистое. Так, например, нечистыми считались кровоточащий человек, мёртвое тело, язычник, определённые виды животных, насекомых и многое другое. Если иудей даже неосознанно контактировал с этими предметами, он также становился нечистым. Для верующих это было очень серьезным препятствием для участия в молитве и богослужении. Ведь Бог свят, и рядом с Ним не должно быть никакой скверны. Поэтому тот, кто прикасался к осквернённому объекту, был обязан соблюдать карантин. После определённого периода изоляции, человек был обязан совершить ритуальные омовения и лишь тогда он мог вернуться в общество. В Евангелии мы видим, как Христос регулярно пренебрегает этими законами. Он входит в контакт с язычниками, прикасается к мёртвым, позволяет прикоснуться к Себе прокажённым и кровоточащим. Его ученики, да и Он Сам, едят, не совершив омовения. Поэтому книжники и фарисеи постоянно упрекают Спасителя в нарушении норм благочестия.
В ответ Господь упрекает иудеев в том, что, скрупулёзно соблюдая ритуальные обряды, они пренебрегают самыми близкими людьми, отцом и матерью. Ту часть своего имущества, которую можно было бы отдать родителям, чтобы почтить их старость, они завещают храму. В этом было огромное лукавство. Ведь в казну это имущество уйдёт лишь после смерти человека. До этого момента он будет его временным хранителем. Но и другие теперь не имеют право претендовать на это имущество. И всегда есть повод отказать своим близким в материальной поддержке. Сказать: это не моё, это принадлежит Церкви. Я всего лишь смиренный хранитель. Я бы с радостью вам помог, но, простите, не могу, таков закон. Указывая на эту хитрость, Господь говорит: что толку от вашего благочестия, если вы не исполняете главного, чего ожидает от вас Бог? Если вы так скверно обращаетесь с теми, кто вас окружает?
Задумаемся над этой ситуацией. Ведь нередко мы страшно переживаем, если, например, не удаётся вычитать все положенные молитвы к Причастию, если оскоромились в постный день, если ушли раньше с богослужения. Однако при этом спокойно судимся со своими родными. Годами носим обиды на близких. Наше сердце наполнено претензиями к окружающим. И при этом мы думаем: почему же нет Бога в моей жизни. Ведь причащаюсь, исповедуюсь и даже духовник есть. Господь сегодня чётко указывает на причину. Пока камень тяжбы с ближними будет лежать на душе, никакое соблюдение ритуальных предписаний не поможет. И если мы хотим что-то изменить, придётся самому делать шаги к примирению. Это неприятно. И наше больное самолюбие сразу приведёт сотни убедительных аргументов, почему не стоит этого делать. Однако лишь в результате этой внутренней работы мы сможем впустить в душу божественную благодать и наше участие в ритуальной жизни Церкви обретёт новый и глубокий смысл.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов