Что мешает человеку изменить свой образ жизни, повернуться лицом к Богу и другим людям? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Иоанн Креститель жил в пустыне. Он был суровым аскетом. Строго постился, всячески изнурял свою плоть, одевался во что придётся. Несмотря на то, что люди ощущали ту благодать, которая на нём почивала, находились те, кто говорил: «в нём бес». То есть он сумасшедший, ведь нормальный человек не будет вести такой образ жизни.
Через некоторое время приходит Иисус. Он был полной противоположностью Иоанну. Спаситель жил среди людей, одевался как окружающие, ел и пил то же, что и они, находился с ними и в радости, и в печали. И опять же, несмотря на то что очевидным образом от Него исходила сила Божия, те, кто хотел Его осудить и упрекнуть, находили для этого повод. «Какой же Он пророк? Он ест и пьёт за одним столом с грешниками, мытарями и блудницами. Всё с Ним понятно».
В этом поведении Господь и упрекает религиозных лидеров евреев. Вы словно маленькие дети, говорит Он. Капризничаете и вредничаете, но лишь бы окружающие делали так, как вы хотите. В итоге вам не угодишь. Всё будет не так. И действительно, как Иоанн, так и Христос своими словами и делами много раз доказали, что их послал Бог. Однако иудеям этого было всегда мало. Каждый раз они находили к чему придраться и в чём усомниться. В итоге для них всё закончилось печально, как мы знаем.
С особой силой прозвучавший отрывок делает акцент на истине, которую Сам Господь озвучивает в Евангелии, — Дух Божий дышит, где хочет. То есть Бог может проявлять Себя через любого, кого посчитает подходящим для Своих целей. В этом смысле святость не может быть обусловлена никакой особой формой. Здесь не бывает ГОСТа. Господь являет Себя и через сурового монаха-анахорета, и через многодетного родителя. И через доктора наук, и через некнижного простеца. И через созерцательного флегаматичного интроверта, и через жизнерадостного экстраверта-сангвиника. Комбинации могут быть, какие угодно. Главное, чтобы в сердце человека было искреннее желание исполнять волю Творца и служить во имя Его своим близким.
Однако никогда Бог не придёт к тому, кто подобно своенравному ребёнку даже не хочет вникать в то, что ему говорят окружающие. Кто вместо того, чтобы слушать и слышать собеседника, ищет в нём изъяны. В его претензиях зачастую нет логики. В их основе страх потерять любимую игрушку, изменить привычный образ жизни, за который многие из нас держатся мёртвой хваткой. И самая подходящая стратегия здесь — начать вредничать.
Важная задача духовной жизни — разглядеть в себе эту склочность. Увидеть, что под ней скрывается банальный эгоистичный страх. Страх потерять своё. Жизненно необходимо признать эту боязнь и, доверив себя Творцу, шагнуть ей навстречу. Научиться жить вопреки ей. Чтобы нам не оставаться в своей взрослой жизни капризными подростками, но духовно возрастать и являть себя как чада Божественной Премудрости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий