Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы — христиане — верим в Единого Бога, мы верим, что Он — Творец всего видимого и невидимого, Он безначален, Он — совокупность всех совершенств, и никаких иных богов, кроме Него, нет и быть не может. Язычники мыслят иначе, в их картине мира богов много, и боги, как правило, обладают теми же нравственными характеристиками, что и люди. Однако различие в представлении о Боге — это не единственное различие между христианами и язычниками, существенно отличается и отношение к Богу или же к богам. Отношение христиан к Богу проистекает из любви, отношение язычников к богам может быть описано формулой «я тебе — ты мне». Важно также и то, что христиане не планируют завершать свои отношения с Богом по окончании жизни тела, ну а у язычников все иначе, и мало какой языческий культ простирает своё действия за границу земной жизни. Однако христиане далеко не всегда оказываются способны быть на должной высоте общения с Богом, и нас все время подстерегает соблазн подмены отношений любви с Богом отношениями деловых партнёров по образцу язычников. Об этом соблазне предупреждал Сам Христос, Его предупреждение содержится в 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея, отрывок из которых звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
09 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Господь Иисус Христос призвал Своих учеников не заботиться ни о чем земном: ни о том, что есть, ни о том, что пить, ни о том, во что одеваться. Конечно, Он мог бы перечислять земные заботы значительно дольше, но Спаситель ограничил Свой перечень лишь тремя пунктами, и под ними стоит понимать вообще весь спектр житейских беспокойств человека, которые чаще всего и составляют содержательное наполнение обычной человеческой жизни. По слову Христа, сосредоточенность на решение задач житейского свойства — это характерная черта язычников, и тот христианин, который в своих отношениях с Богом думает лишь о земном комфорте, ничем не отличается от язычника, потому как такой христианин переносит отношение к языческим богам на отношение к Единому Истинному Богу. Бог, Которого мы почитаем, не нуждается в наших напоминаниях о наших нуждах, Он о них прекрасно осведомлён, и Он способен удовлетворить все наши потребности без какого-либо специального обращения к Нему.
Но если Бог знает о наших нуждах, то почему Он не спешит дать нам все необходимое для жизни и дать это с избытком? Ответ содержится в только что прозвучавшем евангельском отрывке: мы должны искать «Царства Божия и правды Его», то есть мы должны стремиться к богообщению, ведь именно в нем заключена истинная жизнь человека, равно как и наше истинное предназначение, а для того, чтобы мы, порабощённые поражённой грехом плотью, не забывали о Боге, Бог вынужден напоминать нам о нашей ограниченности через самые различные неприятные жизненные ситуации. Спастись же от такого рода ситуаций можно только одним способом: непрестанным памятованием о Боге и стремлением к Нему не как к источнику житейских благ, а как к Личности, то есть стремлением к Нему ради Него Самого. Научиться так жить очень непросто, и абсолютному большинству людей не хватает для этого и всех отпущенных им Богом лет жизни, а происходит так, судя по всему, по той лишь причине, что люди не хотят откликаться на призыв Божий и не молятся о том, чтобы Господь помог им всем сердцем желать исполнения воли Божией на земле так, как она исполняется на Небе. Если же в нас будет должное стремление, подкреплённое молитвой, то мы сможем приблизиться к блаженству Царства Небесного подобно тому, как к нему приблизились все угодившие Богу святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист