Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Зачатую, устраиваясь на работу, люди рассчитывают на определённые условия труда, зарплату, карьерный рост или по крайней мере на некоторую стабильность. Ни для кого не секрет, что нередко условия в процессе работы оказываются совсем иными, а перспективы не теми, которые в начале показались столь привлекательными. Но возможно ли такое в религии? Кажется, да. По крайней мере нечто похожее мы встречаем в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Однажды, ещё в 90-е годы мой знакомый священник вышел из храма освятить автомобиль. Рядом на парковке стояли люди, которые также пожелали освятить свои машины. Совершив чин, священник обратился к ним с проповедью, суть которой сводилась к тому, что машины теперь освящены и в греховные поездки на них лучше не ездить. Проповедь простая и вполне ожидаемая, но каково же было его удивление, когда после его слов, один из слушающих крикнул другому: «Стирай скорее эту воду»! Что-то, что он делал с помощью своей машины, оказалось не просто связано с грехом, это нечто оказалось для него дороже, чем Божье благословение, о котором молился священник. Когда оно понадобится? В каких обстоятельствах? Это ещё неизвестно... А грех, судя по всему, был вполне актуален, и машина нужна была здесь и сейчас. Иными словами, цена освящения оказалась для этого человека слишком высока.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос спрашивает учеников о том, как воспринимают Его люди и кем они Его считают. Ожидаемо, что ученики дают разные ответы, потому что точного ответа не знал никто, и одно предположение не сильно отличалось от другого. Но что же думают сами ученики? Они уже какое-то время ходят с Учителем, слушают Его проповеди и должны дать более глубокий ответ. Собственно, именно это они и делают, ведь называют не просто одним из пророков, пусть даже и наиболее почитаемым, но Мессией. «Ты —Христос», — просто и коротко говорит Ему Пётр, выступая от лица всех. Стоит понимать, что в этих словах звучит не только мнение Петра, не только нечто открытое ему. В этих словах звучит ожидание апостола, звучит надежда и объяснение того, почему они с Ним. Часть из них уже были учениками Иоанна Крестителя, который прямо подчеркнул, что сам он не Мессия. Более того, однажды он даже указал на Иисуса как на агнца, берущего на себя грех мира. Всё это для апостолов означало, что, связав свою жизнь с жизнью Мессии, они могли на что-то рассчитывать. То есть их надежда — это не просто надежда на Него, это надежда для себя, надежда стать кем-то значимым в Его земном Царстве. Однако, дальше происходит нечто неожиданное. Это трудно себе представить, но Спаситель запрещает им говорить об этом вслух. И даже начинает рассказывать о том, что Ему надлежит пострадать и быть отверженным и даже убитым... Может показаться, что после таких слов апостолам в пору было задуматься, за тем ли учителем они пошли? Не стоит ли им поискать проповедника с другими планами на будущее? Ведь эти планы могут распространиться и на них. Однако на этом планы не закончились. ... они включали ещё один пункт: «и в третий день воскреснуть».
В современном мире люди часто используют друг друга, отказываются входить в положение и идти навстречу ближнему. Человек перестаёт быть целью и становится лишь средством для достижения целей. В свою очередь Бог, призывая идти за Собой, не только не использует людей в корыстных целях, но идёт им навстречу, доходя даже до смерти и ада, чтобы даровать нам победу воскресения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи