Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. У каждого из нас есть друзья, мы собираемся в компании, объединённые по самым разным интересам. Нас не смущает при этом, что мы выбираем в компанию одних людей и не выбираем других. Так уж вышло, что мы объединяемся на основе каких-то вкусов, идей, предпочтений. Но может ли Бог иметь предпочтения? Существуют ли люди, которых Он воспринимает как Своих Друзей? Ответ на этот вопрос, как кажется, явно дан в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В русском языке довольно много пословиц и крылатых выражений, суть которых сводится к очень простой мысли: от поведения человека зависит состояние, к которому в итоге он приходит. Человек, который пренебрегал работой, не должен удивляться тому, что деньги кончились и ему нечего есть, а тот, кто не выстраивал глубоких и искренних отношений с детьми, не должен обижаться тому, что с возрастом он стал им совершенно неинтересен. Причём, в последнем случае, как вообще со всякими отношениями, взаимодействие с детьми должно быть глубоким, искренним, входящим в саму ткань жизни. Речь идёт не о контроле, не о том, чтобы просто обеспечить едой, вещами и средствами. Речь об общении личностей, в котором есть именно общие интересы, общие переживания и общие радости. И в этой общей жизни дети призваны принимать участие. Сначала не вполне сознательное, но со временем всё более и более осознанное, творческое и ответственное. В итоге отношения сохраняются теми, кто этого сам захотел и приложил к этому труд.
В сегодняшнем чтении, описывая события конца мира, Спаситель говорит, что Он пошлёт ангелов, которые соберут Его избранников «от четырёх ветров, от края земли и до края». Это слово может нас зацепить. Избранников — это кого? Любимчиков? А разве у Бога могут быть любимчики? Разве это справедливо? В чём же тут загвоздка? Почему мы сами выбираем себе друзей по общности жизни, взглядов и интересов, но, когда речь идёт о Боге, смущаемся и уверены, что Он так вести Себя не должен? Чтобы дать ответ на этот вопрос, вспомним, в каких ещё сферах дружба и избирательный подход нас смущает? Ответ прост. В общественной и государственной сфере. Говоря об общественной и политической жизни, мы понимаем, что все люди равны и тот или иной пост человек должен занимать не потому, что он просто нравится вышестоящему начальнику, не потому что он его сват, брат или крестник, а потому что он профессионал и знает своё дело. Когда мы в этой сфере слышим о предвзятости и ориентации на вкусы, мы возмущаемся и говорим, что это несправедливо. Именно поэтому нас может возмутить намёк на нечто подобное, когда мы говорим о Боге. Мы слышим слово «избранный» и нам сразу кажется, что всё это необъективно... Мы хотели бы, чтобы система была прозрачной и предельно объективной. Личные предпочтения здесь как будто бы всё портят.
Но зададим себе вопрос: на что больше должно быть похоже общение с Богом? На общение родителей с детьми или на отношения в государственной машине? Если мы попробуем ответить на основании Писания, ответ будет очевиден. Бог не машина, Он существо личное, и общение с Ним значительно больше походит на отношения родителей и детей. Он готов выстраивать личные отношения с каждым из нас, входя в самую глубину нашей жизни. Если мы, как дети, Ему отвечаем, наши отношения становятся подлинно плодотворными. Мы выбираем жизнь с Ним и становимся теми, кого Он может назвать избранными, теми, кто ответил дружбой на Его дружбу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи