Почему в Евангелии так часто звучат слова Иисуса Христа о прощении? Какое отношение прощение имеет к вере в Бога? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Только что прозвучавший отрывок начинается со слов Христа о прощении. Даже если человек регулярно совершает против нас грех, но потом признает свою неправоту, необходимо его простить. Простить, то есть дать ещё один шанс. Начать отношения с чистого листа. Будто ничего и не было. Ведь всякому свойственно ошибаться. Причем не единожды.
Ученики понимают тяжесть этой задачи. Ведь легко сказать: «прощаю». Это язык говорит. Но зачастую тяжёлый осадок в сердце всё же остаётся. Копится обида. Её всё больше и больше. И вот в один момент, после того как семь раз мне наступили на любимую мозоль, этой обиды столько, что при виде обидчика на языке одна желчь. Пусть хоть в лепёшку разобьётся передо мной, видеть его не могу. Как же научиться не только говорить «прощаю», но и отпускать обиду сердцем? Апостолы сами находят ответ. Именно поэтому они просят Христа умножить в них веру. Какая же связь между верой и прощением?
Давайте разберёмся, что такое обида? В большинстве случаев обида — это наши неоправданные ожидания. Я-то думал, когда женился, что она мне будет каждый день завтраки в постель подавать, а она даже яичницу не умеет жарить. Я-то думала, когда выходила замуж, что он два раза в год меня на Мальдивы вывозить будет, а у него зарплаты даже на то, чтобы обои поклеить на кухне, не хватает. Откуда эти претензии? От ожиданий, которые во мне живут. Ведь я великий архитектор. В своей голове я спроектировал целый мир. Люди, вещи, события живут в нём по моим правилам. Даже Бог в этом мире играет свою роль. Важную, но второстепенную. Он мой покровитель, помощник и защитник. Но на самом же деле это мой фестиваль. И когда что-то идёт не по моему сценарию, начинает копиться недовольство. Прощу один раз, второй, на третий подумаю, на четвёртый взорвусь.
В чём же моя ошибка? Я не учитываю того, что каждый человек, которого я встречаю на своем пути, такой же выдающийся архитектор, как и я. У него в голове точно такой же гениальный план, как всё должно быть. Обида происходит тогда, когда два таких гения, два таких самозванных божка сталкиваются в одной точке. Начинается война. Но, пожалуй, самое главное, я забываю, что у нашего мира уже есть Бог, и это не я.
А потому апостолы и просят: умножь в нас веру. То есть дай не только умом, но и всем своим существом осознать, что Бог это только Ты. Что мир, в котором я живу — Твой мир. Ты им управляешь, не я. Все здесь происходит по Твоему мне неведомому Промыслу, а не так, как я хочу. И люди, которые меня окружают, — такие же Твои дети, как и я. Как и я, они не схемы, не трафареты. Они живые, непредсказуемые, нестабильные, подвижные. И в каждый момент они могут выкинуть что-то неожиданное. Нарушить мои ожидания. И я должен научиться не ждать от них того, что хочется мне. Отпускать их жить своей жизнью. Отдавать их Богу.
Всё, что от меня требуется — быть сосредоточенным на Тебе, Боже, как раб и слуга сосредоточен на хозяине. Искать во всём Твою волю. Исполнять по отношению к тем, кто меня окружает, Евангелие. Стараться быть полезным всякому, кто встречается на моем пути. Покрывать его милостью и любовью. И не ожидать за это ничего взамен. Потому что вся моя награда — это Ты, Господи. И вся моя жизнь — это служение Тебе. И это служение наполняет моё сердце такой благодатью веры и прощения, что его покидают всякие обиды. Даже самые тяжёлые и застарелые, похожие на крутые и неприступные горы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий