Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, Христос не оставил по Себе пространных трактатов относительно молитвенного делания, Он вообще не оставил нам каких-либо Им Самим написанных книг. С одной стороны, это немного досадно, с другой — так и должно быть, ведь Господь пришёл не для литературной деятельности, Он пришёл для спасения человечества, и спас Он нас не литературой и не Своими словами как таковыми, Он спас нас Своей личностью. Однако кое-какие Христовы высказывания о молитве у нас всё же есть, они являются источником для всего христианского учения о молитве. О молитве Христос сказал и в том отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который сегодня звучит в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Когда мы читаем этот евангельский отрывок, то нас настолько поражает образ самостоятельного действия горы, вызванного верой человека, что, будучи обескуражены этим образом, мы как будто бы перестаём понимать дальнейшие слова Христа. Более того, есть и те люди, которые слова Христа о горе воспринимают как своего рода руководство к действию, ну а способность молитвенным способом менять ландшафт — как единственный объективный критерий веры.
Однако есть небольшая, но критически важная деталь: ни Сам Христос, ни Его апостолы не передвигали горы с места на место, из этого факта можно сделать вывод, что слова Христа — лишь своего рода поэтическая аллегория, и не стоит к ней относиться как-то иначе. Его слова призваны показать, сколь многое может вера. Когда же Спаситель перешёл к разговору о содержательной стороне молитвы, то становится ясным: та гора, которую необходимо сдвинуть с помощью веры — это сам молящийся, оказывается, что гора в речи Христа выступает аналогом прощения, получаемого человеком от Бога, ну а вера идёт в параллели с прощением других. Как без веры невозможно передвинуть гору, так и без способности прощать невозможно получить прощение. Получается, что этот евангельский отрывок вовсе не про гору, он про прощение и, в первую очередь, про то прощение, которое должен проявлять христианин по отношению к другим людям.
Неслучайно прощение увязано как с верой, так и с молитвой. Сама по себе эта связь указывает нам на то, что способность прощать — это отнюдь не волевой акт, это нечто значительно большее, то, с чем человек не в состоянии справиться без помощи Бога. Мы можем сколько угодно пытаться внушить самим себе, что прощение — благо, что без него невозможно движение к Богу, что неспособность простить мешает нам жить полноценной жизнью, всё это не может нам помочь в деле прощения, а потому нам нужен Бог.
Есть в словах Христа и ещё одна важная деталь. Зачастую людям бывает непросто понять, почему Спаситель увязал получаемое от Бога прощение с прощением, которое исходит от человека. Это и в самом деле кажется немного странным, это выглядит так, будто бы Бог выдвигает некоторое формальное условие, не объясняя причин появления этого условия. Но вот в чём дело: многие люди не в состоянии осознать, почему они сами нуждаются в прощении, им кажется, что они во всех смыслах приличны, что у них нет каких-то особых грехов и они в нравственном смысле вполне благополучны. Получается, что люди попросту не способны увидеть собственное духовное состояние, не могут они и осознать свою поражённость грехом, слова Священного Писания о том, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21) остаются ими незамеченными или же непонятыми. В такой ситуации обращение к милосердию Божию — ничего не значащий звук, ведь человек не осознаёт, по какой причине он нуждается в милости Бога к нему. Выйти из этого круга можно лишь через то прощение, которое, с Божией помощью, мы можем дать другим, такое прощение открывает нам глаза, оно является необходимым условием для осознания своего истинного состояния, ну а следующим шагом станем обращение к Богу о помиловании.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист