Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В конце Своего земного служения Христос совершал множество символических действий, подобных действиям древних пророков. Самое известное и яркое из такого рода деяний Спасителя — Его торжественный вход в Иерусалим на молодом осле. Некоторые из символических действий Христа вызывают удивление, а некоторые и непонимание. Так, в 11-й главе Евангелия от Марка мы можем прочитать об изгнании торгующих из Иерусалимского храма и о проклятии смоковницы. Первое из этих действий удивляет, второе — вызывает непонимание и даже некоторую степень неприятия. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит именно этот отрывок Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.
Пророки Древнего Израиля неустанно обличали преступления своих современников, и говорили о том, что произойдёт с Иерусалимом, если люди не изменятся. Это очень грустные и трагические пророчества. Именно их и имел в виду Спаситель тогда, когда накануне Своих Страданий Он проклял бесплодную смоковницу. Его действие — всего лишь осуществление слов пророка Иеремии, который сказал так: «Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь. До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадёт, и что Я дал им, отойдёт от них» (Иер. 8:12–13).
Отсутствие смокв на смоковнице в речи Иеремии представляет собой следствие нечестия народа, это предвестник того, что Бог отнимет у израильтян Свои великие дарования и перестанет быть с этим народом. Чтобы проиллюстрировать слова пророка Иеремии и показать, что наступает предречённое им время, Христос использовал символическое действие — проклятие смоковницы. Из этого прекрасно знающие Священное Писание иудеи должны были сделать определённые выводы, они должны были понять, что скорбные и пугающие слова древних пророков начали сбываться, и все они тому свидетели.
Но, к сожалению, этого не произошло, иудеи отказались понимать Христа, они не остановились в своём преступном замысле, они довели его до конца, и на них сбылось то, о чём говорили древние пророки, Бог отошёл от избранного Им народа. Впрочем, отошёл Бог не в абсолютном смысле, народ может покаяться, может отрясти мерзость прегрешений прошлого и может вновь стать народом Божиим. Апостол Павел был уверен, что именно так и произойдёт в определённое Богом время: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26).
Эти слова апостола Павла крайне важны для христиан, особенно же его уточнение — «чтобы вы не мечтали о себе», которое говорит нам о том, что трагедия израильского народа может стать личной трагедией любого человека, если он, будучи просвещён крещением, облагодатствован церковными таинствами, обладая Писанием и святоотеческим учением, окажется не способен принести плоды веры, любви и милосердия. Дай Бог, чтобы эта участь не постигла никого!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист