Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие сохранило для нас множество имён, которые могут быть применены к Воплощённому Богу Господу нашему Иисусу Христу. Это и «Иисус Назорей», и «Сын Человеческий», и «Учитель», и многие другие, но особняком стоит имя «Сын Давидов», это единственное из всех имён Спасителя, которое содержит в себе имя другого человека, это имя очень напоминает отчество, и нам бывает довольно непросто понять, чем же обусловлено величие этого имени, и почему оно не применялась в Древнем Израиле вообще ко всем потомкам царя Давида. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем этот евангельский эпизод и обратим внимание на то, какое удивительное действие способно оказать произнесение Христова имени с глубокой верой и искренней надеждой.
Из контекста прозвучавшего евангельского отрывка понятно, что Вартимей был наслышан о Христе, он слышал о чудесах Спасителя, о Его необычайной силе, о Его способности помогать безнадёжно больным людям. Слышал Вартимей и об учении Христа, знал этот слепой человек и о том, как воспринимали Спасителя многие израильтяне.
На это знание Вартимея указывает используемое им при обращении ко Христу словосочетание «Сын Давидов». Для прекрасно знакомых с книгами Ветхого Завета израильтян это был крайне важный термин, он отсылал к древним пророчествам о том, что потомок Давида принесёт освобождение народу Божиему, в частности, к пророчеству из 11-й главы книги Исайи, в которой сказано, что «произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его» (Ис. 11:1), на этом человеке «почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия» (Ис. 11:2), и Он изменит всё, изменит настолько, что, как поэтически сказал Исайя, «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6). Но это лишь поэтический образ будущего, а вот слова пророка о том, что Он «станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис. 11:10) — уже не образ будущего, а картина реальности, ясно, что речь здесь идёт не о обычном человеке, а о ком-то большем, и этот больший будет потомком Иессея, то есть отца Давида, следовательно, потомком и самого Давида, так словосочетание «Сын Давидов» вошло в язык израильтян как указание на Того, Кого имел в виду Исайя. Впрочем, это имя несёт в себе и ещё один смысл. Сыном Давида в прямом значении этого выражения был Соломон, именно он стал тем человеком, который построил Иерусалимский храм. Тот Сын Давидов, Которого чаял Израиль, сделал нечто подобное, но при этом значительно большее — Он создал Церковь, которая превосходит Иерусалимский храм так же, как Бог превосходит человека.
Можно предположить, что израильский народ, помнящий о словах пророка Исайи, ощущал, что Сын Давидов будет способен исцелять любые болезни и воскрешать умерших, что Он, вместе с делом спасения всего человечества, будет обращать внимание и на частные нужды людей, что Он не будет проходить мимо бед, болезней, трагедий и голода. Израильтяне не ошиблись, всё это действительно было так, Сын Давидов — Иисус из Назарета — Господь наш Иисус Христос откликался на человеческие нужды, взамен же Он хотел видеть в людях веру, веру не в какую-то теоретическую возвышенную абстракцию, а в Живого Бога, ведь только такая вера способна дать человеку освобождение не столько от болезней, сколько от пут земных пороков, страстей и грехов, и вместе с этим она способна привести человека в Христово Царство блаженной вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист