Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Обращаясь к трагическим страницам прошлого, к тем трагедиям, которые люди сами себе устраивали, у многих из нас возникает вопрос: путь к подобным вещам со стороны кажется вполне очевидным, почему же люди, жившие в то время, не заметили этого сползания во тьму? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Есть известное всем с детства выражение «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Мало кто над ним задумывался, хотя смысл его очень важен, ведь иногда человек не видит проблемы в собственной жизни, но замечает её в рассказе о ком-то другом. Именно поэтому Спаситель далеко не всегда говорил с людьми прямо, обличая их или предупреждая. Евангелия полны притч, потому что иногда только через притчу человек может расслышать и принять то, от чего он отказался бы, скажи ему кто-нибудь это в лицо.
После торжественного входа Христа в Иерусалим и изгнания торговцев из храма, возмущённые первосвященники и старейшины подошли к Нему и стали спрашивать Его, кто дал Ему власть так поступать? Если задуматься над их вопросом, станет ясно, что они не видели своей неправоты. По-хорошему, Иисус и не должен был изгонять никаких торговцев из храма, потому что следить за храмом было обязанностью первосвященников. Если бы они сами исполняли, что должно, проблемы бы не возникло. Христос задал им вопрос о том, кем был Иоанн Креститель. Вопрос простой, на который большое число даже простых людей в то время ответило бы верно... Но первосвященники не ответили, потому что в их сознании не было порядка, они были подчинены своим страстям, шли у них на поводу. Видя их слепоту, Спаситель рассказывает им сегодняшнюю притчу. В отличие от многого другого, её они поняли сразу и сразу начали искать возможность Его убить. Что такого было в этой притче? Всё просто. В ней они увидели, как те, кого Бог воспринял как Своих слуг, не просто занялись своим делом, но нравственно деградировали и изменили своему предназначению. Причём первосвященники увидели это как процесс постепенный, который изнутри мог оказаться незаметным. Вот виноградари из притчи убили одного слугу, потом другого и, наконец, не смогли остановиться перед убийством хозяйского сына. «Убьём его и станем наследниками», — говорят они, хотя не имеют на это никакого права. Но страсть наживы уже захватила их, и они не могут остановиться, приближая трагедию наказания.
Со стороны история виноградарей и первосвященников кажется очевидной и поучительной, но разве остальные не ведут себя так же? Вероятно, находясь внутри исторического процесса, увидеть это очень трудно, страсти на то и страсти, что пленяют и ослепляют человека. Однако Бог никогда не оставляет людей и до последнего призывает их к исправлению. Нам же со своей стороны нужно быть внимательными, чтобы расслышать Его призыв.
Читать далее
священник Стефан Домусчи