Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами МДА доцент священник Стефан Домусчи. Многие люди прибегают к помощи религии в ситуации страдания. Но действительно ли религия от него спасает? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 2-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Поразительным образом уже на второй день праздника Рождества Христова Церковь предлагает нашему вниманию совсем не праздничное чтение, из которого мы узнаём, что рождение Спасителя сопровождалось не только радостной вестью ангелов, не только приходом почтивших Богомладенца волхвов, но ненавистью и злобой царя Ирода и его воинов. Логика последнего была понятной и простой. Он был настолько жесток, что казнил трёх своих сыновей, подозревая их в желании посягнуть на его власть. Вообще со злом мира христианам с самого начала всё понятно. Потакая собственным страстям, люди ходят по путям своих злых сердец и не собираются изменять своих предпочтений.
Но вот Бог пришёл в мир. Из ветхозаветных текстов становится ясно, что Его вмешательства в историю ждали. Люди надеялись, что Он придёт и всё сразу станет по-другому. Плохие будут наказаны, хорошие награждены. Однако Бог пришёл в мир иначе. Он пришёл не так, как многие ожидали, и сделал это, как сказали бы сегодня, без пафоса. Родился не в императорском дворце, а в пещере на задворках Римской империи.
Разница подходов ветхозаветных авторов, только ожидающих Бога, и евангелистов, которые писали о его приходе, как об событии, уже случившемся, хорошо заметна в сегодняшнем чтении. Так, описывая страдания Вифлеемских матерей, сыновья которых гибнут от рук воинов Ирода, евангелист Матфей цитирует пророка Иеремию. За 6 веков до рождения Христа пророк писал о плаче и рыдании Рахили, которая плачет о своих детях, уводимых в Вавилонский плен. Однако буквально следующий стих у пророка очень радостный. Его устами Бог призывает её удержаться от рыдания и не плакать, потому что они возвратятся из земли неприятельской. И вот этого, радостного стиха, который мы находим у Иеремии, Матфей не приводит. Почему? Потому что Бог пришёл в мир иначе, без проявления власти и громких побед. В Ветхом Завете потомки Рахили вернулись из Вавилонского плена, но они не перестали страдать. Как вернувшись из плена Египетского, еврейский народ не перестал грешить. Торжество над врагами и внешние победы, которых так ждали от Мессии, так и не случатся. Даже проявляя Свою силу и совершая чудеса, Иисус будет призывать исцелённых молчать, чтобы никто не смог сказать, что был вынужден поверить, что его заставили это сделать. Христос пришёл не для того, чтобы победить внешним образом не для того, чтобы сделать всех добрыми насильно. Господь пришёл неприметно, чтобы мы выбрали Его сами, чтобы выбрали не из страха, но по любви. Тех, кто избрал Его свободно, кто ответил любовью на Его любовь, Он выводит из плена внутреннего, греховного, к жизни вечной, в которой временным страданиям не будет места.
Читать далее
священник Стефан Домусчи