Нередко написанное в Священном Писании воспринимается с недоверием. Слишком уж сказочно звучат рассказы о действии Бога в жизни людей. Что нужно сделать для того, чтобы на собственном опыте убедиться, что всё это правда? Отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос.
Только что прозвучавший отрывок рассказывает о разговоре между Христом и Его учениками, который произошёл сразу после Преображения на горе Фавор. Только что апостолы были свидетелями великого чуда: Господь приоткрыл им Свою Божественную славу. Они увидели своего Учителя, спокойно беседующим с величайшими пророками древности, Моисеем и Илией. Но вместе с этим они услышали странные пророчества о смерти и воскресении. Их ум не может всего этого вместить. Много необычного, много непонятного. Сплошные вопросы и недоумения. Один из таких вопросов и касается личности пророка Илии.
По иудейским представлениям, Илия должен прийти на землю на три дня раньше Мессии. Каждый день он будет определённым образом готовить людей к наступлению мессианского царства. В первый день он призовёт мир на землю; во второй — он будет молиться о благе людей; в третий он громким голосом провозгласит: «Иешуа снисходит на землю!» Иешуа, по-еврейски означает спасение. То есть на третий день Илия громогласно объявит о приходе великого царя. Однако благодаря деятельности пророка уже в эти три дня подготовки ситуация на земле начнёт меняться в лучшую сторону. Илия разрешит все споры, загладит конфликты, восстановит справедливость. Приход Мессии будет завершением, божественной печатью его работы. Из этого становится понятным недоуменный вопрос учеников: если их Учитель и есть Мессия, в чём они были уверены, то, что произошло с Илией? Когда он приходил? Ведь ничего грандиозного из того, о чём говорили пророчества, апостолы не наблюдали.
На это Господь и отвечает им, что Илия уже приходил, но его не узнали и сделали с ним всё, что хотели. Спаситель имеет в виду Иоанна Крестителя. Он и есть обещанный предтеча Мессии. Его работа и заключалась в том, чтобы приготовить землю к Его приходу. Но не путём реформ, а путём исправления человеческих сердец. Иоанн призывал к покаянию, то есть к изменению образа жизни. Он говорил, что увидеть и принять Мессию сможет лишь тот, кто внутренне к этому готов. Кто во всём стремится исполнять не свою волю, а волю Бога. Однако Иоанна не захотели слушать, заключили его в темницу, а потом предали смерти.
Всё это очередной раз указывает на простую истину: если все мои чувства, мысли, слова и поступки я не буду сверять с Евангелием, я не встречу Бога в своей жизни. Не потому, что Он не придёт. А потому что я не узнаю Его даже тогда, когда Он будет стоять рядом со мной и держать меня за руку. Господь всегда около меня. Он всегда меня слышит и отвечает на мои молитвы. Только делает Он это не так, как я ожидаю. Он отвечает мне тем, что попускает случаться в моей жизни определённым событиям и посылает мне навстречу определённых людей. Всё, что от меня требуется, — обратить внимание на эти ситуации и правильно себя в них повести. А правильно это не так, как хочу я, а так, как хочет Он. Иными словами, что бы со мной ни случилось, кого-бы я ни встретил, мне следует научиться задавать себе вопрос: какую пользу в этой ситуации я могу принести тем, кто меня окружает, и как бы на моём месте поступил Господь. Если сделаем это навыком, увидим, что мир духовный, о котором говорит Священное Писание, к нам намного ближе, чем мы себе представляли.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий