Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Луки, Глава 20
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли задать Богу вопрос, на который Он не сможет ответить? Поймать Его на слове? Переспорить? Некоторые люди пытались. Об одной из таких попыток и о том, что из этого вышло, рассказывает отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 20.

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Помню, как однажды, ещё в средней школе, мы поехали с классом на экскурсию в один монастырь. Монахиня показала нам храм и другие достопримечательности, а под конец предложила нам помолиться Богу, каждому о чём-то своём, потихоньку. Ребята в классе были разные, кто-то верил в Бога, кто-то явно не верил. И вот услышав предложение помолиться, двое одноклассников подошли ко мне и спросили: если все люди на земле всю историю могут обращаться к Богу с просьбами, сомнениями, благодарностью и вообще со всем, что придёт им в голову, сколько же у Него должно быть оперативной памяти и какого объёма должен быть жёсткий диск, чтобы все эти обращения обрабатывать и хранить. Они были уверены, что это очень оригинальный способ доказать, что Бога нет, ведь компьютер с такими возможностями сложно было себе представить. В тот момент компьютера у меня не было, и я плохо разбирался в деталях его устройства, но, естественно, понимал несуразность подобных, если так можно выразиться, аргументов против бытия Божьего. Не помню конкретных слов, но каким-то образом я попробовал объяснить им, что Бог совершенно не материален, Он иной природы и слышит наши обращения не потому, что у Него есть уши с барабанными перепонками или воспринимающая аппаратура. И знает Он нечто не потому, что у Него есть мозг, оперативная память или винчестер. Повлияло моё объяснение или нет, но позже я видел, как один из них писал поминальную записку в храме.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подходят саддукеи и задают каверзный, как им казалось, вопрос, связанный с судьбой брака после воскресения мёртвых. Нас сегодняшних, привыкших к христианской идее воскресения, может удивить примитивность их подхода. Ведь они понимали воскресение, как простое восстановление всей прежней жизни. Спаситель с лёгкостью показывает им, что сама постановка вопроса неверна и воскресение вообще нужно понимать по-другому. Оно будет реальным, ведь для Бога все живы, но не будет ограничено социальными условиями нашего мира.

Иногда, оправдывая свой уход из церкви, люди подобно саддукеям выдумывают собственные каверзные вопросы. Выглядит это странно, ведь сегодня вера — частное дело и никто никого не может заставить верить или ходить в храм. Главное, что стоит понять — в отношениях с Богом не стоит хитрить. Если искренне хочешь верить — обращайся к Нему и Он ответит на все твои вопросы.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Отнюдь не всякая дискуссия имеет смысл, но, к сожалению, мы зачастую тратим отпущенное нам Богом время именно на это — на бесполезные и бессмысленные дискуссии, а если вспомнить, что наше время активно поглощают ещё и калейдоскоп новостей с социальными сетями, то и вовсе становится страшно за самих себя. Христос, Который должен быть для нас во всём примером, не позволял себе ничего подобного, и даже дискутируя о Священном Писании Он умел ставить заслон бессмысленным и бесполезным словам. Один из примеров такого рода мы можем найти в 20-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.

Глава 20.

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Саддукеи были представителями одной из иудейских сект первого века по Рождестве Христовом, и как у всякой секты, у них были свои особенные мнения по некоторым вопросам веры. Одно из особых мнений саддукеев состояло в неверии во всеобщее воскресение, при этом они верили в Бога, и верили тексту Священного Писания, однако Писание долгое время не говорило о воскресении прямо и однозначно, что и послужило причиной неверия саддукеев.

В беседе со Христом эти люди решили прибегнуть к известному риторическому приёму: они свели к абсурду одно из ветхозаветных повелений. Вообще, этот метод прекрасно работает почти с любой идеей и с почти любым текстом, а потому им с успехом пользуются и те люди, которые пытаются критиковать христианское учение и Евангелие. Однако вполне корректным приём сведения к абсурду назвать нельзя, особенно же тогда, когда он применяется к текстам, имеющим, в первую очередь, символическое значение, каковыми и являются большинство отрывков Священного Писания. Не работает этот приём и с имеющими преходящее значение библейскими установлениями, а именно таким является закон левирата, упомянутый саддукеями в диалоге со Спасителем. Христос не дал втянуть Себя в эту бесполезную дискуссию о Писании, указав на то, что сугубо земной и временный закон левирата не может быть продлён в вечность, да и вообще думать о вечности с использованием понятий земной жизни в высшей степени некорректно.

Этот диалог неизбежно приводит к размышлению о сути, цели и смысле брака. Любопытно, что всё это подвергается изменениям с течением времени, особенно же явственными такие изменения стали в эпоху Нового Завета. Как мы знаем, в наше время закон левирата не действует в христианской среде. Это связано с тем, что для христиан деторождение не является жизненным приоритетом, соответственно, и цель христианского брака заключается не в том, чтобы произвести на свет как можно больше потомства, хотя само по себе рождение детей, будучи исполнением одной из первых заповедей библейской книги Бытия, конечно, прекрасно и похвально. Цель христианского брака — помощь друг другу в деле спасения души, что представляет собой подготовку к тому состоянию, о котором сказал Христос в беседе с саддукеями, то есть к блаженному равноангельному пребыванию с Богом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
18.12.2023понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ