Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Пророческая беседа на горе Елеонской

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 37-44

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, Глава 19
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как избежать заблуждений в своих представлениях о Боге и вере? Как не сбиться с пути и устоять в истине? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 19.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Христос приближается к Иерусалиму. Среди простого народа Он очень популярен. Многие видели чудеса, которые Он совершал. Одно из самых поразительных произошло только что. Господь воскресил Лазаря. Человека, который уже четыре дня находился в могиле и тело которого начало разлагаться. Это немыслимо. Такое под силу только помазаннику Божию. А потому ни у кого нет сомнения в том, что Иисус — Мессия. И Он идёт в столицу для того, чтобы занять престол Своего могущественного предка, царя Давида.

Религиозные лидеры иудеев наблюдают за этой картиной со стороны. Они напряжены. И дело здесь не только в личной неприязни ко Христу. Оккупанты-римляне могут увидеть в таком народном воодушевлении опасность для своей власти. Они не будут разбираться, где политика, а где религия. Они знают по своему горькому опыту, что именно с подобных волнений обыкновенно и начинаются мятежи и восстания. А потому римские военачальники могут сработать на предупреждение. Провести карательную акцию, чтобы подавить назревающий бунт в самом зародыше. Прольётся кровь. Погибнет много народа. Так было уже не раз. Вот о чём думают фарисеи. Поэтому они и просят Христа утихомирить людей.

Однако Господь отказывается это делать. Почему так происходит? Разве Спаситель не понимает опасности? Разве Он не знает нрава римлян? Разве Христос не видит, что многие из Его последователей чрезмерно политизированы и ждут от Него именно социальных реформ? Видят в Нём в первую очередь земного царя, который наведёт, наконец-то, порядок в стране. Всё это Господь прекрасно понимает. Но, как ни странно, Он ничего не может сделать с этим. А вернее, Он уже достаточно сделал и сказал, чтобы Его последователи наконец-то поняли, кто Он на самом деле. Чтобы до них дошло, что Он не земной царь. Что Его слова и дела не о могущественной империи и не о царстве справедливости. Однако люди так крепко держатся за свои предрассудки, что даже если Христос прикажет им замолчать, закричат камни. То есть та энергия ложных представлений, иллюзий и фантазий, которая распирает народ изнутри, найдёт другой способ выхода. А потому всё, что Господь может сделать в этой ситуации, — только плакать. И во второй части отрывка мы видим, как Он оплакивает участь Иерусалима и его жителей. У Него болит сердце за людей, которые из-за своего невежества и ложных идей будут вынуждены пережить такую страшную трагедию.

Попробуем перенести эту ситуацию на нашу жизнь. Подобно древним иудеям, мы жаждем Бога. Мы ищем дорогу к Нему. И Евангелие, а вслед за ним и вся церковная традиция, указывают нам эту дорогу. Однако проблема в том, что даже если мы читаем Священное Писание и труды христианских богословов, наша нездоровая зацикленность на себе побуждает нас пройти по этому пути легко, комфортно и с наименьшими потерями. А потому парадоксальным образом в нашем сознании рядом с высокими представлениями о Боге живёт огромное количество предрассудков о Нём и о том, как необходимо Его искать и двигаться к Нему. Нередко мы принимаем Бога совсем не за того, кем Он является. Наша упёртость в своих представлениях такова, сами эти представления так срослись с нами, что даже Господь ничего не сможет с ними сделать. Он может только плакать о Своих детях. Плакать вместе с нами, когда мы проживаем боль потерь, разочарований и потрясений. Спаситель будет плакать со мной до тех пор, пока мой эгоизм не увлечёт меня в самые глубины одиночества и страданий. Пока я полностью, окончательно и бесповоротно не разочаруюсь в себе, и от всего сердца не захочу всю свою жизнь посвятить исполнению Евангелия. Пока основополагающей идеей моей жизни не станет самоотверженное служение окружающим ради Христа. Как только Господь увидит это желание, Он покажет мне свет истины, откроется таким, каков Он есть, и выведет к тихой радости Своего Светлого Воскресения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Иногда, предавшись философским рассуждениям о Боге, люди воспринимают Его как совершенно отрешённого от дел, которые происходят в мире. Но как же Бог относится к миру с библейской точки зрения? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 19.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

В сегодняшнем чтении мы слышим описание входа Господнего в Иерусалим. Обычно акцент делается на поведении учеников и всех тех, кто встречает Его радостными восклицаниями. Они ликуют и славят Бога, благословляя Иисуса как Царя, который пришёл, чтобы исполнить Господню волю. Вопрос о царском достоинстве Иисуса беспокоил людей с самого начала. Ещё Ирод преследовал младенца Христа, опасаясь, что со временем Он станет царём и его конкурентом, и вот сегодня мы слышим, как фарисеи готовы называть Иисуса учителем, но только не царём. Кроме того, они не только сами не хотят Его так называть, но и просят Его, чтобы он запретил это делать другим. Однако Христос не запрещает. Он знает, что они совершенно правы в своём ликовании, хотя и не понимают до конца своей правоты. Для них царь — это тот, кто властвует и торжествует над врагами, но Христос — Царь, Который идёт, чтобы умереть на кресте и восторжествовать над самой смертью. И эта смерть будет результатом ненависти тех, кто также должен был бы ликовать, но выбрал возмущение и злобу.

Смотря на Иерусалим и зная об этом выборе, Иисус Христос плачет. Он Бог, который не просто вошёл в человека, но действительно стал им, парадоксальным образом усвоив Себе человеческие чувства. Из Евангелий мы знаем, что Христос мог уставать или хотеть есть, однако слёзы выдают не просто потребности тела, но эмоции, связанные с сожалением. И это то, что может нас удивить. Казалось бы, Он Сам Бог и всё знает. Ему не нужно объяснять, что всё земное проходит, люди умирают, города разрушаются и надо заботиться не о временном, но о вечном. Но в том-то и дело, что с библейской точки зрения вечное не противостоит временному, но в нём существует и через него проявляется. Именно поэтому Христос говорил ученикам, что тот, кто хочет проявить любовь к Нему, должен проявлять её к ближнему. Именно поэтому Иоанн Богослов в своём послании пишет, что любить Бога и не любить при этом находящегося рядом человека нельзя.

Как Бог, Христос любил и любит всех людей, все города и страны, однако как человек он мог дружить с конкретными людьми Марфой и Марией, был особенно близок с любимым учеником Иоанном и любил конкретный город — Иерусалим. Мы тоже часто любим совершенно конкретных людей, и особенно отмечаем какие-то места, города или страны..., но беда наша в том, что, любя своё, мы противопоставляем этому всё остальное и отвергаем его. В отличие от нас, в Иисусе Христе любовь к конкретным людям и местам не порождала отвержения или ненависти к остальным, в чём Он для нас является очень важным примером. Подлинный христианский патриотизм предполагает, что любовь к чему-то своему, особенному и родному не заставляет нас противопоставлять ему всё остальное. Напротив, любовь к конкретному должна стать для нас школой любви ко всему Божьему творению.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
11.12.2023понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ