Что такое быть христианином? Это привилегия, обязанность, а, может, это просто культурный статус? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Очевидно, что во время проповеди Христа многие хотели оказаться в числе Его учеников. Людей привлекал образ Иисуса как известного учителя мудрости и чудотворца. Быть рядом с таким человеком, входить в его ближайшее окружение казалось престижным. При этом не все из кандидатов в ученики отчётливо понимали, от чего им придётся ради этого ученичества отказаться и какие кардинальные изменения привилегия быть рядом со Христом принесёт в их жизнь. В только что прозвучавшем отрывке Господь возвращает таких мечтателей на землю.
Из Его слов следует, что, если человек решился стать Его учеником, он должен смириться с той мыслью, что у него не будет даже своего постоянного угла, где он сможет отдохнуть. Теперь он в полном распоряжении Бога. Он исполнитель Его воли, глашатай Его Царства. Одним словом, он может забыть о том, что такое стабильность, предсказуемость, личная жизнь. То есть всё то, что мы называем простым человеческим счастьем. И судьба апостолов Христовых, а также многочисленных святых Церкви — яркое тому подтверждение. Практически никакого личного пространства и личного времени. Вся жизнь — служение Богу и людям.
Эти слова напрямую касаются и всякого из нас. И речь идёт не о том, что нам следует продать квартиру, машину, оставить семью и отправиться странствовать за тридевять земель. Говоря о том, что, как и Ему, Его подлинным ученикам негде будет приклонить главу, Христос указывает на масштаб изменений, которые должны произойти в нашей душе. Раньше я жил для себя, устраивал свой личный мир. Теперь я так жить не могу. Цель моей жизни — во всех своих делах искать и исполнять волю Бога. Раньше мой эгоизм подсказывал мне, что я должен говорить, чувствовать, думать, как я должен действовать, чтобы быть максимально эффективным в достижении своих целей. А теперь каждый раз я должен сверять свои желания и мотивы с Евангелием. Каждый раз в новой ситуации, при встрече с любым человеком я останавливаюсь и спрашиваю: Господи, а как мне следует поступить в этом случае? Господи, а что Ты хочешь от меня сейчас? Господи, а принесёт ли мой поступок пользу окружающим? Теперь я не только регулярно обращаюсь к Творцу, я ещё и во всех ситуациях стараюсь действовать по-новому. Раньше обидно шутил — сейчас заставляю себя произносить комплимент. Раньше сплетничал — теперь прикусываю язык или перевожу разговор на другую тему. Раньше лгал — теперь говорю правду, даже если она лично мне невыгодна. Раньше был агрессивен — теперь стараюсь снисходить к человеческим слабостям.
И так во всём. И так весь день. Согласитесь, это серьёзная работа. Это же постоянное внутреннее напряжение, непрестанный анализ своей души. Постоянное осознавание, что на самом деле лежит в основе моих привычных мыслей, чувств, слов и поступков. Так ли возвышенны и благородны мои мотивы? Это боль, потому честно признаваться себе в самообмане больно. Это дискомфорт. Потому что, если признался, необходимо что-то делать, что-то менять, нарушать привычный ритм жизни — покидать старый уютный угол.
Неудивительно, что некоторые, интуитивно ощутив смысл слов Спасителя, хотят уклонится от Него под разными вескими предлогами. Один ссылается на необходимость похоронить отца. Другой вспоминает о родственниках, с которыми надо попрощаться. Ответ Спасителя довольно жёсткий. Но не потому, что Он бессердечен. А потому, что Господь видит лукавство сердец этих искателей лёгкой духовности. Не будем уподобляться им. Если пошли за Христом, постараемся не оглядываться назад. У того, кто оглядывается, борозда жизни получается кривая. Тот, кто отважно идёт вперёд, не теряет, но приобретает в итоге то единственное, ради чего можно оставить всё на свете. Обретает свою душу, самого себя, Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий