Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Массовая культура создала немало произведений, сюжет которых состоит в том, что Бог старательно собирает отчаянных грешников в одном месте, после чего Он их всех уничтожает. Вполне естественно, что в сознании многих людей крепко запечатлелся этот сюжет, из-за чего нам иногда кажется, будто бы одномоментная гибель множества людей — это не просто трагедия, а целенаправленное действие Бога, карающего грешников. Евангелие категорически не согласно с таким подходом. Об этом несогласии мы можем узнать из 13-й главы Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.
В этом евангельском отрывке упомянуты две масштабные трагедии периода земного служения Христа: массовое убийство Пилатом людей из Галилеи и обрушение Силоамской башни. К сожалению, у нас нет возможности достоверно определить, о каких именно событиях идёт речь в Евангелии, потому как не существует иных источников, которые упоминали бы об этих событиях. У нас есть только евангельские свидетельства, а потому мы можем лишь предполагать, что и было сделано многими учёными и комментаторами Евангелия от Луки.
Впрочем, важны здесь не подробности этих трагедий, а реакция общества на них, из слов Христа очевидно, что многие восприняли гибель людей как наказание Божие грешникам. И это было вполне предсказуемо, ведь с точки зрения иудаизма той эпохи человек обязательно получал воздаяние за грех ещё при жизни, ну а трагическая гибель в рамках этого представления — высшее из возможных наказаний, так должны были караться наиболее отчаянные грешники. Но мы видим, что Христос не был согласен с таким подходом, Он его отметает, при этом Господь никак не объяснил причину, по которой погибли все эти люди.
Эта причина должна быть без всяких объяснений понятна тем, кто знаком со Священным Писанием, и её искать стоит в книге Иова, которая ясно свидетельствует, что никакой человек не в состоянии постичь замысел Бога, а потому не стоит пытаться приписывать Богу человеческие реакции: это не Бог, а люди считают, что грех должен иметь явные последствия, и это не Бог, а люди полагают, что трагическая гибель — высшее из всех возможных наказаний. Ну а как дело обстоит с точки зрения Бога нам неведомо. Очень важно, что Христос обошёл этот вопрос молчанием, Его молчание не связано с недостатком слов или же с невозможностью выразить логику, в рамках которой действовал Бог, молчание Христа скорее имеет отношение к ограничениям человеческой способности постигать замысел Бога.
Вместо разъяснений Спаситель сказал совсем иное, то, что существенно важно для каждого человека, и что способно нам помочь избежать самого страшного из всех возможных наказаний, то есть отторжения от общения с Богом или, иначе, вечной погибели. Христос напомнил, что наша забота должна состоять не в том, чтобы доискиваться до истинных причин чьей-то преждевременной гибели, а в том, чтобы изменить свою жизнь, и принести те плоды, которые ждёт от нас Бог и ради принесения которых Он воззвал нас из небытия: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание (см. Гал. 5:22–23).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист