Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея заканчивается очень интересными словами Христа, которые могут быть не совсем верно истолкованы. Звучат они так: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). С одной стороны, эти слова — напутствие не только апостолам, но и всей Церкви Христовой, с другой — далеко не все христиане призваны к тому, чтобы ходить, учить и крестить, более того, тех, кто к этому призван, очень немного, для абсолютного же большинства значительно актуальнее совсем иные слова Христа, те, которые звучат сегодня во время литургии в православных храмах, взяты они из 6-й главы Евангелия от Луки.
Мы только что услышали довольно очевидные и всем нам прекрасно известные истины. Так, мы услышали, что помочь другому может лишь тот, кто уже сумел помочь самому себе, следовательно, если я хочу быть полезным людям, то я должен сначала разобраться с самим собой, ведь как один незрячий человек не может быть поводырём для другого незрячего, так и никогда не сидевший за рулём человек не может обучить вождению кого бы то ни было. Справедлива эта логика и для духовной жизни: как можем научить молитве тот, кто не умеет молиться сам? Или как может помочь победить страсть раздражительности тот, кто вспыхивает пламенем раздражения по малейшему поводу, а то и вовсе без всякого повода? Очевидно, что такое невозможно, а потому и не стоит пытаться делать нечто подобное.
Слова Спасителя из только что прозвучавшего евангельского отрывка уверяют нас, что есть только один способ помочь кому бы то ни было: для этого необходимо исправить самого себя. Такая логика противоположна той, в которой мы привыкли жить, и мало кому из нас приходит в голову, что если нас возмущает какая-то черта в другом человеке, то реакцией должно стать не высказанное замечание, а молитва о собственном исправлении.
Из истории нашей Церкви мы знаем, что самые известные монастыри возникли не по воле людей, обладающих властью и финансовыми возможностями, они возникли как объединение вокруг того или иного подвижника. Одним из самых ярких и всем известных примеров такого рода служит Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Сергий, уходя жить в дикий лес, и в мыслях не имел кого-либо учить, он хотел заниматься спасением своей души, не рассеиваясь ни на что иное, и именно это стремление, а также его успехи на пути служения Богу привлекли к нему множество учеников, этот процесс продолжается и по сей день, по-прежнему люди тянутся в Лавру к преподобному Сергию, и так будет до скончания века.
Дай Бог, чтобы мы сумели правильно воспринять слова прозвучавшего сегодня евангельского отрывка, и чтобы следствием такого восприятия стало усиление заботы о собственной душе!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Одно из важнейших слов всей человеческой жизни — справедливость. Войны, революции, гражданские конфликты проходят под знаменем этого понятия. Но способен ли человек быть справедливым до конца, в самом глубоком, духовном смысле слова? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Человека, который вламывается в чужой дом, хватает ребёнка и убегает, мы назовём преступником, если узнаем, что целью было похищение, но его же назовём героем, если узнаем, что речь о пожарном, который спасал человеческую жизнь. Вдову, которая пожертвовала на храм две лепты, можно посчитать жадной, если не знать, что эти деньги были у неё последними. Иными словами, качество поступка во многом зависит от обстоятельств, в которых он совершается, а наше мнение о нём зависит от того, насколько мы знаем эти обстоятельства.
Кажется, всё понятно и просто. Мы ведь не только сами можем судить о поступке, но даже считаем вполне нормальным существование судов, в которых люди на регулярной основе выносят обвинительные или оправдательные приговоры. Да и как иначе? Люди живут по определённым законам и имеют право оценивать поступки тех, кто эти законы нарушает. Существуют процедуры проверки, которые предполагают выяснение мотивов и всех обстоятельств, чтобы оценка была как можно более объективной... И вдруг в сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит: «Не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены, прощайте и прощены будете...». И у нас возникает вопрос: о чём это? Об отмене справедливости? О том, что, организуя суды, мы принуждаем судей на регулярной основе судить и осуждать? Очевидно, нет. Уже в первохристианских общинах мы видим, как апостолы судят поступки других людей. Пётр — облачает ложь Анании и Сапфиры, Павел возмущается тем, что коринфяне не могут сами оценить как смертный грех, поступок человека, который сожительствовал со своей мачехой. Но как понять, о чём говорит Спаситель и от чего Он призывает отказаться?
Если мы внимательно посмотрим, как на то, что делали апостолы, так и на то, что делают современные судьи, мы поймём, что они оценивают поступок, но не оценивают самого человека. Судят его перед лицом общины или общества, но не перед лицом вечности. Апостол Пётр, который однозначно оценивает ложь Анании как тяжкий грех, только спрашивает его, для чего ты это сделал? Но не берётся судить тайные и сокровенные вещи, которых и сам человек порой не знает и знать не может, апостол предаёт их на суд Божий. Мы как разумные существа вполне способны оценить тот или иной поступок. При этом мы лишь отчасти можем оценить его контекст и уж тем более мы не можем знать, того, что знает Бог об этом самом поступке. И именно в этом самом глубоком и сокровенном смысле мы не должны судить другого человека. Не должны, хотя постоянно это делаем, ведь через эти суд и осуждение мы подспудно оправдываем себя, будто бы говоря себе, что мы не такие. Но мы такие же, потому что знаем, как надо, но не делаем, оправдывая себя своими, только нам известными причинами.
Христос указывает нам на эту несообразность: оценивая поступки других, мы не только судим о них по тому, что видим, но и осуждаем их по всей строгости. Оценивая свои поступки, мы судим их по тому, к чему стремилось наше сердце, и оправдываем себя, потому что каждый хочет быть хорошим. Но если сокровище нашего сердца действительно в добре, если мы действительно хотим добра, мы должны быть добрыми не только с самими собой, внутренне искать оправдания не только себе... мы должны быть добрыми по отношению к другим и внутренне никого не судить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист