Как часто приходится слышать от окружающих — была бы моя воля, и установился бы порядок. Да что там возгласы со стороны. Как часто приходится ловить себя самого на мысли — что абсолютно все призваны соответствовать моим представлениям об идеале. Верно ли подобное отношение к окружающим людям? Как кажется, нет. И подтверждение мы можем найти в отрывке из шестой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Жертвой стремления установить жёсткий порядок часто становится человеческая свобода. Об этом рассуждали многие философы и писатели. Начиная с Платона и Гоббса, заканчивая Хаксли и Оруэллом. В романе последнего — под названием «1984» — показано общество жёсткого и абсолютного контроля над личностью. Большой брат — вождь антиутопического мира Оруэлла — контролирует все сферы жизни подчинённых, подгоняя их бытие под установленные им стандарты. Общество романа «1984» — совокупность равных, безликих, безвольных людей. Здесь нет места для индивидуальности, для личного творчества и личности как таковой. Всё подчинено одной воле, одному видению, откалибровано и стандартизовано.
Совершенно иное понимание места человека в мире, а также устройства общества даёт нам сегодняшнее евангельское чтение. Мы становимся свидетелями события призвания двенадцати апостолов. Христос наделяет Своих ближайших учеников властью изгонять злых духов, исцелять болезни телесные и душевные. Апостолы получают в свои руки удивительные дары, которыми теперь имеют право распоряжаться. Каждый из спутников Спасителя в равной степени получает Его благодать, превратившую их из рыбаков в глашатаев евангельской вести. Но сделала ли сила Христова апостолов одинаковыми, стёрла ли Божественная мощь уникальность личностей учеников? Вовсе нет.
Мы по-прежнему с лёгкостью отличаем Петра от Иоанна, Фому от Матфея, а Филиппа от Иуды Искариотского. Благодать не упраздняет особенностей характеров апостолов, но действует значительно тоньше, бережнее. Действие Духа Святого выявляет в призванных Спасителем учениках самое лучшее, всё самое ценное. Даёт силу их талантам расцвести и принести плоды. А слабости и недостатки благодать стремится уврачевать, сгладить, не упраздняя, повторюсь, свободы воли. В результате — каждый из учеников начинает по-своему, но при этом одинаково вдохновенно использовать дары, данные Христом. Иуда Искариот, конечно, стал печальным исключением, но и он до предательства в полной мере являлся апостолом Спасителя, пока сам не отказался от призвания.
Сегодняшнее евангельское чтение учит нас настоящей мудрости, что не нужно бояться здорового многообразия. Господь каждого из нас наделил неповторимыми чертами — внешности, характера, талантов и умений. Бог — великий Художник и Педагог. И Он совершенно далёк от образа диктатора. Господь не требует маршировать левой. Наш Бог — прежде всего, любящий Отец, стремящийся сделать так, чтобы каждый из нас в меру данных талантов достиг совершенства.
Отец Небесный, поощряющий многообразие, при этом просит нас быть едиными в одном — в стремлении не нарушать Его заповеди. Не потому, что Господь навязывает нам что-то внешнее, несвойственное нам. Воля Божия — единственно правильный и в лучшем смысле естественный для нас образ жизни. Только в исполнении заповедей Господних мы по-настоящему обретаем себя, идём к спасению — цели общей для нас всех, но достигаемой нами по-разному — в соответствии с тем путём, который уготован нам Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов