Как понять для себя, какие правила церковного устава я должен исполнять обязательно, а какие могу на время отложить или даже игнорировать их? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Иудеи, наблюдая за тем, как ведут себя апостолы Спасителя, задают Христу закономерный вопрос: почему Твои ученики не соблюдают устав нашей веры? Упрёк внешне справедливый. Ведь любая религия предлагает своим последователям определённые правила благочестия. И если ты принадлежишь к определённой традиции веры, тебе необходимо соблюдать эти правила. А пост, то есть ограничение себя в установленные периоды времени в пище, — это одно из самых распространённых уставных предписаний. Если ты не постишься, но называешь себя иудеем, окружающие это сразу же видят. И, как правило первой, их реакцией будет недоумение, смущение и даже возмущение.
Своим ответом Господь указывает на важный закон духовной жизни. Этот закон гласит: здоровая религиозная жизнь возможна лишь в том случае, если в её основе лежит опыт личного общения с Богом. Христос как заботливый родитель водит апостолов за ручку, словно маленьких детей. Они только в начале своего духовного пути. А потому требовать от них многого пока не стоит. У них есть уникальное время, чтобы узнать, а каков же их Небесный Отец на самом деле. День за днём они напитываются Его Духом. Купаются в благодати Его непосредственного присутствия. Так Господь открывает им, что такое подлинный опыт Богообщения. Как это, быть с Богом.
Всё изменится, когда Родитель покинет их. Тогда они войдут в пору взросления и должны будут делать что-то сами. Но именно этот детский опыт подскажет им, какую дисциплину и как они должны соблюдать, чтобы возвращать себя в это состояние благодатного присутствия. Благодаря этому опыту их пост, молитва, любая другая аскетическая практика будут иметь правильный вектор. Ведь они будут чётко знать, куда они идут. Какие усилия они должны предпринимать. В них будет жить память, как всё было устроено в отчем доме.
Означает ли всё это, что в своей личной духовной жизни, мы можем игнорировать предписания церковного устава? Нет, не означает. Для нас Церковный Устав — замечательный образец. Икона. Она напоминает о том, на какой уровень может взойти человек, если в основу своей жизни он полагает опыт личного общения со Христом. Устав свидетельствует о том, как сбалансированно может быть устроена наша жизнь, как много в ней может быть мерности и ладности, если мы будем исполнять его предписания не механически, а соразмерно к своему духовному состоянию, из опыта общения с Небесным Отцом.
Главная проблема для нас заключается в том, как обрести этот опыт. Как найти, разглядеть в себе ту точку, где со мной говорит Господь? Как прикоснуться к этому благодатному присутствию, в котором я получаю тот же самый импульс, что и апостолы во время земного общения со Спасителем. В той или иной степени этот опыт есть у каждого из нас. Просто мы или не привыкли его замечать или теряем в будничной суете. Порой мы ощущаем его в таинствах Церкви и в минуты покоя. Но не можем удержать. Нас обкрадывает наш эгоизм. А потому единственная возможность осязаемо войти в этот опыт, расширить его — начать систематически, на ежедневной основе исполнять заповеди Евангелия. Организовать свою повседневную жизнь так, чтобы во всех своих делах и начинаниях постоянно искать волю Бога и стараться ради Его Святого имени послужить окружающим нас людям. Согласитесь, это серьёзная духовная задачка. И её решение требует кардинальных изменений и напряжённого внутреннего поиска. Но пока у нас не появится готовности решать эту задачу, все наши аскетические практики и следование формальным правилам будут всего лишь новой заплаткой на ветхой ткани или же молодым вином в скукоженных, задеревеневших от старости мехах. Ведь Дух Божий приходит лишь к тем, кто повторяет путь Христов. А это не путь дотошного исполнения уставных предписаний, но в первую очередь путь жертвенной любви и служения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ человеческой жизни практически всё подвержено изменениям. Ведь мы живём во времени. Оно (время) когда-то поворачивается к нам светлой стороной, а когда-то предполагает испытания. В задачу же верующего человека входит проявлять мудрость и терпение, с надеждой на Бога проживая как периоды радости, так и этапы скорбей. Этому, среди прочего, учит нас чтение из пятой главы Евангелия от Луки. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом», — пишет ветхозаветный царь Соломон. Его мысль уже во времена завета Нового продолжает апостол Иаков, через своё послание наставляя: «Страдает ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы». Оба упомянутых библейских автора призывают нас к мудрости в отношении изменений в жизни. Находясь в условиях непрерывного хода времени, мы ищем точки опоры. И единственным, по-настоящему непоколебимым основанием является исключительно Господь. Или как пишет апостол Павел: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же».
Но человек, повторюсь, принадлежит времени. А потому способен меняться. Как в лучшую сторону, так и в худшую. А ещё человек не имеет права занимать место Бога в смысле эталона, образца, по которому измеряются те или иные вещи. Об этом, в частности, говорит нам прозвучавшее евангельское чтение. Мы становимся свидетелями очередной дискуссии между Христом и Его оппонентами — знатоками ветхозаветной религии. Законники и учители древнего Израиля выказывают своё возмущение по поводу того, что апостолы не соблюдают пост. Спаситель же вразумляет противников, призывая их к истинной, а не надуманной мудрости.
Во-первых, говоря о посте, фарисеи имели в виду не обязательные с точки зрения закона Моисея дни воздержания, а дополнительные дни, которые иудейские старейшины ввели сами. Поэтому апостолы не нарушали ветхозаветное законодательство. Во-вторых, Спаситель указывает на очень важную вещь. Пост — часть процесса покаяния, время осмысления допущенных ошибок и сожаления о них. Но с приходом Христа период ветхозаветной скорби закончился. Для верующих в Господа Иисуса наступило время радости. Кто-то спросит — почему же тогда посты есть в Православной (новозаветной) Церкви? Они существуют только по одной причине — потому что мы используем свободу воли не в том направлении. А потому периодически нуждаемся в покаянии, переосмыслении жизненного пути и посте как инструменте возвращения к правильным отношениям с Богом.
Но вернёмся к прозвучавшему чтению. Спаситель, защищая учеников, не призывает фарисеев отказаться от привычной им религиозности. Даже в этом случае Христос с уважением относится к духовным принципам окружающих людей. Потому и говорит, что молодое вино не вливают в ветхие мехи. Они просто не способны будут удержать его и лопнут. Вот и законникам Израиля не суждено было до времени понять сути евангельской вести — они не могли вынести пронзительной свободы нового закона Божия. Действительно, в этом отношении верным и печальным утверждением становятся слова Христа: «никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше».
Но что же мы? Какие выводы мы можем для себя сделать из прозвучавшего Евангелия? Первое — это то, что не нужно никого судить по себе. Все мы разные и по-разному идём к Богу. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И хорошо, если вообще идём. Второй вывод звучит так. Ни на ком нельзя ставить крест, фиксируя тем самым безнадёжность положения. Мы не знаем будущего. А вот Господь властвует над временем, стремясь сделать так, чтобы хотя бы в последнее мгновение земной жизни заблудший человек обратился бы к истине. И если Сам Бог в отношении нас, мятущихся людей, не теряет надежды, то и нам следует поступать так же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий