Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Иногда люди общаются с Богом так, как будто бы снисходят к Нему из своей занятости и важности. Формально они могут всё соблюдать, но будет ли этот формализм плодотворен? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к одному из евангельских отрывков, которые читаются сегодня в храме во время богослужения. В данном случае речь об отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.
Глава 7.
36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Многие слышали о грехопадении Адама и Евы, которое произошло в саду Эдемском, и на века изменило жизнь их потомков. Люди оказались в плену у самих себя, своих фантазий, ложных целей и шире — ложной жизни. Видимым образом эта жизнь была вполне настоящей, насколько может быть настоящей еда, питье и крыша над головой, только подлинного успокоения такая жизнь не давала. Чувствуя внутреннюю потребность в чём-то большем, люди стремились заполнить пустоту, не дававшую им покоя. При этом человек после грехопадения нередко бывал, да и сейчас бывает похож на подростка, который ещё не умеет себя контролировать, при этом хочет быть значимым и важным... Ощущает, что ему плохо и нужна помощь, но стыдится в этом признаться... Со своей стороны, Бог не проявляет насилия, но лишь приглашает к общению, а уже от человека зависит, что он ответит.
В сегодняшнем чтении мы видим, что ответы человеческие могут быть очень разными. Так фарисей Симон, пригласивший Христа в свой дом, смотрел на Него с интересом и недоверием. Он был хозяином своей жизни, а Спаситель гостем, который просто в ней присутствовал. Кто ты? Пророк? Мессия? Это мы ещё посмотрим, оценим и решим, стоит ли всерьёз тратить на Тебя время. Симон — религиозный человек, но при этом его сложно назвать верующим. Точнее так, если он в кого-то и верил, то он верил в себя. То есть в Бога он, конечно, тоже верил, но распоряжался своей жизнью как хозяин. Он соблюдал правила, ел позволительную еду и не ел запрещённую, общался с тем, с кем надо было общаться и не общался с тем, с кем не надо, за что Бог по закону должен был его наградить. У Симона были деловые отношения с Богом, в которых Господь выступал как выгодный партнер, дружба с Которым может принести прибыль. Нужно ли было Симону прощение? Нет, он был уверен, что всё делает правильно и со всем справится сам.
Но в доме Симона присутствовал человек, который относился к Богу совершенно иначе. Женщина, жизнь которой была полна грехов, увидела во Христе свою единственную надежду... Она знала, что не смогла самостоятельно наладить свою жизнь и пришла к Спасителю, потому что Он был единственным, кто мог её избавить от греховного плена... И Он это сделал.
Люди, о которых рассказывается в сегодняшнем чтении, находились рядом со Христом и даже общались с Ним. Но при это Симон остался со своей мнимой праведностью и превозношением над другими, в то время как грешница получила подлинное прощение грехов и обрела покой в любви к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи.