Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Попадая в общество властных или знаменитых людей, многим бывает свойственно стеснение. Но что, если речь идёт об обществе Творца Мира? Какие отношения нам надо было бы выстраивать с Ним? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 10-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
Хотя в техническом плане жизнь современного человека становится всё совершеннее и безопаснее, страхов в ней меньше не становится. Более того, современные исследователи говорят, что страхов даже напротив становится всё больше. Причём речь не только о страхе за жизнь телесную, но и о страхе отверженности, страхе несоответствия чужим ожиданиям, страхе, связанном со стыдом. Многим верующим кажется, что современное общество не знает стыда, но на самом деле оно знает его очень хорошо, просто стыдятся теперь другого, оценивают себя в другой системе координат.
Но где же мы впервые встречаемся с таким страхом? Там же, где встречаемся со стыдом. В раю, сразу после грехопадения первых людей. Адам и Ева стыдятся друг перед другом и ужасно боятся Бога, так что бегут от Него и прячутся за деревьями рая. И хотя Бог выходит к ним не с громами и молниями, но с готовностью принять их покаяние, они, со своей стороны, уже не готовы к доверительным отношениям. Они воспринимают Бога как угрозу.
Значительно позже, в лице Ноя, Авраама, Моисея и других праведников, Бог будет выстраивать с людьми доверительные и даже дружеские отношения. Правда, народ в своём большинстве не сможет подняться на этот уровень и будет воспринимать Бога как начальника, в любви к которому больше благоговения и внешней почтительности, чем искренности и открытости. Отсюда, даже у тех, кто старался быть верен заповедям, развивалось скорее внешнее и формальное послушание и благочестие.
Стремясь прийти к человеку и восстановить подлинные отношения, Бог приходит в мир и общается людьми так, как общаемся все мы. Он становится другом для апостолов, Марии, Марфы и Лазаря... Для всех тех, кто к подобным отношениям стремится, кто к ним готов. Конечно, Он не перестаёт быть Учителем и Господом, но и другом становится совсем не формальным, а вполне настоящим.
Но все ли готовы к таким отношениям? Из сегодняшнего Евангелия мы узнаём, что не все. Слепой Вартимей увидел духовным зрением в Иисусе Мессию, почему и звал Его Сыном Давидовым и Учителем. В свою очередь, многие из тех, кто окружал Спасителя и был вполне зрячим в физическом смысле, увидели в Нём просто одного из раввинов и учителей, перед кем надо благоговеть, кого надо почитать, но с кем невозможно дружить. Зачем какой-то слепец будет беспокоить Учителя, пусть ведёт себя благопристойно... Ну и что, что он слепой... Ну и что, что Учитель может его исцелить... Ну и что, что Он проходит мимо — это же не повод кричать в присутствии такого важного человека. И даже тогда, когда становится понятно, что Вартимей сумел пробиться через все их преграды, они снисходительно говорят ему: «не бойся, зовёт тебя, иди к Нему». Да только Вартимей и не боялся. Он звал Христа так, как зовут самого близкого человека, как ребёнок, попавший в беду, зовёт собственную мать... В нём не было, ни ложного стыда, ни страха, была вера в могущество Христа и надежда на Его милость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи.