Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

Гюстав Доре. Иисус беседует с фарисеями.

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 35-46

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея, Глава 22
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Священное Писание содержит в себе множество самых разных предписаний, которые затрагивают все сферы жизни человека. Особенно ярко стремление к регламентации прослеживается в книгах Моисея, в частности, в книге Левит, эта книга представляет собой детальный перечень инструкций на все случаи жизни, предполагалось, что ни одна из этих инструкций не должна быть оставлена без внимания. Новый Завет значительно свободнее, в нём мы не найдём строгого и всеобъемлющего перечня дозволенных и недозволенных действий, не найдём мы и каких бы то ни было предписаний относительно ритуальной стороны жизни христианина. У этой свободы Нового Завета есть свои причины: во-первых, книги Ветхого Завета хоть и утратили свою былую актуальность, но никуда не делись, и основные их нравственные положения остаются незыблемыми, во-вторых, Господь Иисус Христос предложил Своим ученикам пересмотреть отношение к закону как таковому, Он учил умению видеть суть закона, которая может ускользнуть, если человек слишком сильно увлечётся исполнением второстепенных библейских предписаний. Эта Христова мысль звучит в Евангелии неоднократно, но полнее всего она выражена, пожалуй, в 22-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время божественной литургии.

Глава 22.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Господь Иисус Христос определил смысл закона, его содержание и цель в высшей степени чётко: весь библейский закон имеет своей основой заповедь о любви к Богу и вытекающую из неё заповедь о любви к ближнему. Закон строится на этих заповедях и должен приводить к их исполнению. Соответственно, если в какой-то момент человек забывает об этих двух основных заповедях или же если жизнь по закону не приводит его к умножению любви, значит, в какой-то момент он в чём-то допустил ошибку, и её необходимо исправить.

Неудивительно, что мысль о приоритете закона любви над всеми прочими заповедями Христос высказал в беседе с законниками и фарисеями. С этими людьми произошло то, что происходит с очень многими верующими: они, всем сердцем стремясь ни в чём не нарушить закон, забыли о его сути — о любви к Богу и ближнему. Такое забвение — своего рода ловушка, которая подстерегает любого человека, решившего следовать библейским предписаниям. Наверное, нет ни одного верующего, который бы не сталкивался с теми, кому не повезло угодить в эту ловушку. В качестве примера можно вспомнить не вполне дружелюбных храмовых старушек, которые имеют обыкновение делать строгие замечания тем, кто, по их мнению, ведёт в себя в храме неподобающим образом, или же не так одет, не там стоит и не в то время накладывает на себя крестное знамение. С одной стороны, деятельный энтузиазм этих людей вызван стремлением к благолепию и соблюдению должного храмового порядка, что само по себе бесспорное благо и является проявлением любви к Богу, а также может быть продиктован заботой о человеке, с другой же — отсутствие душевной чуткости, внимательности и такта нивелирует абсолютно все благие устремления и способно навсегда отторгнуть от Церкви того, кто стал объектом такого внимания.

Подобное происходило и с оппонентами Христа. Они искренне заботились об исполнении заповедей, причём всех и без каких бы то ни было исключений, но при этом они забыли, что основой всего должна быть любовь к Богу и вытекающая из неё любовь к людям, любовь не требовательная, а снисходительная, милующая, жертвенная и прощающая, такая, которой возлюбил Бог человека.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
17.09.2023воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****