Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Человеку, который знакомится с христианством, может показаться, что оно разделяет людей на грешников и праведников, своих и чужих и что может привести верующего к закрытости и нежеланию общаться с окружающими. Так ли всё на самом деле, можно понять, если внимательно почитать отрывок из 4 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Итак, на первый взгляд чтение, которое мы сейчас услышали, чётко укладывается в логику жёсткого разделения людей на внешний и внутренний круг. Евангелист так и пишет: «когда народ разошёлся, окружающие и двенадцать, то есть люди из близкого круга, спросили его о притче». В данном случае это была притча о сеятеле, которая сегодня нам кажется вполне понятной. Возможно, потому что мы почти две тысячи лет слушаем её объяснение, но дело не в этом. Притча могла быть любой другой. Интересна в данном случае не столько она сама, сколько комментарий Спасителя, который будто бы поддерживает такой элитарный настрой апостолов: «Вам дано знать тайны Царствия Божьего, а внешним в притчах, так что они имея глаза не видят, имея уши не разумеют, и не обратятся, то есть не покаются, чтобы были прощены их грехи». Но суть этой цитаты из пророка Исаии не в том, что Бог рад такому состоянию людей. Нет. В словах Христа мы слышим горькую констатацию факта, что человек неправильно пользуется своей свободой. Он приходит к Богу, но оставляет за собой право отдать Ему лишь часть своей жизни. Народ постоял и разошёлся. Кто при этом остался с Учителем? Тот, кто захотел. Никого насильно не прогоняли и не останавливали. Каждый общался столько, сколько хотел. Каждый услышал столько, сколько хотел. И если бы кто-нибудь из народа решил спросить у Христа о смысле притчи — он стал бы учеником... В этом нет никакого элитаризма, никакой близости ко Христу, кроме той, которую мы устраиваем для себя сами. Сеятель бросает семена, и они попадают на разную почву. Но люди послушали притчу и ушли... Ушли, потому что поняли? Нет. Потому что им, как они думали, было достаточно. Красивая притча, которая создаёт у слушающих ощущение причастности загадке и тайне. И всё же даже для них остаётся возможность изменения жизни, ведь неслучайно Спаситель сравнивает Себя со свечой, которая светит всем.
Летом я видел бетонную отмостку у дороги, через которую пробились несколько колосков пшеницы, и сразу вспомнил притчу о сеятеле. Почва нашей души действительно разная. У кого-то она обработана, у кого-то каменистая, а у кого-то душа просто забетонированная площадка, и всё же смотришь, каким-то чудом и через бетон что-то прорастает и происходит это потому, что никакая душа до конца не закрыта от Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи