Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно я спросил своего сына о чём он мечтает. Его ответ заставил меня задуматься: «А что, можно?..». Оказывается, он как-то даже не предполагал, что наличие или отсутствие мечты что-то может существенно изменить в жизни.
Давайте послушаем сегодняшний отрывок из 20-й главы Евангелия от Матфея, где речь идёт о похожей ситуации.
Глава 20.
29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
Ключевой вопрос — «Чего вы хотите от Меня?» — задаёт Христос Спаситель не только Иерихонским слепцам. Этот вопрос адресован и каждому из нас. А теперь представьте, что было бы дальше — если слепцы ответили бы: «А что, можно?»...
Не только можно, но и нужно хотеть. Это естественно для здорового человека. Если человек ничего не хочет, и это — не ролевая игра, а действительность — пора обращаться к психотерапевту, а то и к психиатру. Но для начала надо научиться отличать «хотения» от «хотелок». Хотения идут из глубины личности, и вокруг себя выстраивают человека как такового. Слепец не только «хочет» прозреть — но ещё и понимает, зачем ему нужны зрячие глаза.
Хотениям противостоят «хотелки» — наносные, случайные капризы, вызванные не потребностями из глубины, а своего рода «протуберанцы» нашего Эго — взбалмошные, непоследовательные, сумбурные, зачастую противоречивые. Чем менее интенсивное желание у человека — тем легче его может сбить прилетевшая «хотелка». А если их ещё и туча — тогда просто беда! Духовно опытный человек с течением времени научается различать «хотения» от «хотелок» — и если к первым относится внимательно и вдумчиво, то вторые — пропускает мимо ушей, особо не задумываясь.
И вот теперь мы подходим к мечте. Что же такое мечта? Эмоционально привлекательный образ будущего. Но в настоящей мечте есть ещё неотъемлемый атрибут — неопределённость путей достижения. Потому, что, когда эти пути ясны и задачи достижимы — мечта превращается в цель.
Как всё вышеизложенное связано с сегодняшним евангельским чтением? Итак, у двух иерихонских слепцов есть сильное желание прозреть — которое при очевидной невозможности достижения никакими человеческими силами становится недостижимой мечтой. Но когда рядом появляется Иисус — и узнает, что именно они хотят — мечта превращается в реальность.
Мне бы очень хотелось, чтобы мимо нашего внимания не промелькнул один очень важный смысловой оттенок: когда слепцы озвучили своё желание, Иисус «умилосердился». В греческом тексте — это глагол «σπλαγχνίζομαι» — быть движимым состраданием, сопереживать. Или, возможно, лучше всего сегодня это перевести как «проникнуться». Представляете, какую мощную надежду даёт нам этот эпизод — когда мы на самом деле знаем, чего хотим, и это желание идёт из глубины, и в любой момент мы тотчас готовы чётко ответить на вопрос — чего хотите? — нашим желанием «проникается» Сам Бог — если только это не идёт вразрез с Его святой волей.
Помоги же нам, Господи, научиться отличать «хотения» от «хотелок» — и иметь мужество перед Тобой быть честными в свидетельстве о них!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.