Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь двух величайших Христовых апостолов — Петра и Павла. Как и у каждого человека, у всех апостолов была своя неповторимая биография, свои уникальные таланты и свой взгляд на мир, в том числе и на вопрос того, каким образом должна осуществляться евангельская проповедь. Если вдуматься, то станет очевидным — объединяющими началами у апостолов, помимо их происхождения и призвания, была лишь их вера в Христа как Сына Божия, вера в Христово Воскресение и факт их призвания Христом к делу проповеди. Именно об исповедании апостолом Петром Христа Сыном Божиим говорит отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Глава 16.
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Церковь называет апостола Петра первоверховным апостолом. Это слово — «первоверховный» — совершенно уникально, оно применимо исключительно к Петру и Павлу, и не используется как-либо ещё. Конечно же, существует множество разъяснений того, что Церковь вкладывает в слово «первоверховный»: оно указывает на особый статус двух апостолов среди всех прочих, связано это с тем, что Пётр и Павел больше других апостолов потрудились для распространения Христова учения, о них, больше, чем о других апостолах, сказано на страницах Нового Завета, ну а апостол Пётр выступает на страницах Евангелия тем человеком, который чаще других оказывается рядом со Христом, и который имеет дерзновение в диалогах со Спасителем говорить от лица всех апостолов.
В той евангельской истории, которую мы только что услышали, на вопрос, обращённый ко всем, отвечает Пётр, и его слова вошли в историю как «исповедание Петра», Пётр стал первым апостолом, который высказал мысль о том, что Иисус из Галилеи не кто иной, как Сын Божий. В ответ на это исповедание, Христос сказал, что слова Петра — это не плод интеллектуального труда, это не то, до чего человек может дойти самостоятельно, это откровение Божие: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). И, действительно, вера в то, что бедный галилейский проповедник есть «Сын Бога Живого» не может быть получена каким-то иным путём, кроме прямого и непосредственного откровения от Бога. Тот факт, что Пётр стал первым из апостолов, получившим такое откровение, свидетельствует об исключительности этого человека и его веры. Об этом сказал и Сам Христос: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).
Эти Христовы слова в последующие столетия явились для христиан своего рода камнем преткновения, потому что нет единого и неоспоримого понимания этих слов. Так, восточные христиане, в том числе и православные, понимают их как указание на веру апостола Петра, а западные — как свидетельство того, что сама личность апостола является тем камнем, на котором Христос созидает Свою Церковь. У обеих сторон есть свои аргументы, и из каждого возможного прочтения Христовых слов следуют определённые практические выводы. Наш — православный взгляд — состоит в том, что «камнем», на котором стоит Церковь, Христос в Евангелии называет Самого Себя, и о том же написано в апостольских посланиях, о том же сказано и в книгах Ветхого Завета. Христос умер за нас на Кресте, Он взял на Себя наши грехи и очистил их Своей Кровью. Сделать это мог лишь Воплощённый Бог, и никто иной. Совершённое Христом ради человечества делает Его основанием Церкви, тем камнем, на котором она стояла, стоит и будет стоять до скончания века.
Ну а апостол Пётр — лишь человек, неповторимый, великий, но человек, который не был способен кого-либо привести ко Христу без содействия от Бога, без Богом данной ему веры в то, что Иисус есть Сын Божий. Мы молимся Христову апостолу, чтобы его вера стала и нашей верой, чтобы все мы обрели ту же силу и крепость, какие были у него.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.