Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как и любой священнослужитель, я постоянно рекомендую людям как можно чаще и внимательнее читать Священное Писание, особенно же Новый Завет. Но, к сожалению, даже если кто-то и прислушивается к моим советам, то едва ли не все из тех, кто отправился читать Писание, через какое-то время возвращаются и сообщают о том, что им очень тяжело даётся понимание библейского текста. Причин непонимания может быть несколько. Возможно, что проблема в переводе, возможно также, что дело в древности самого текста Писания и его необычности для современного читателя, но есть и ещё одна причина, которую нельзя исключать: она кроется во внутреннем состоянии человека, именно оно может закрывать ему путь к пониманию Писания. Об этой последней проблеме Христос рассказал Своим ученикам в 13-й главе Евангелия от Матфея, которая сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Глава 13.
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Этот евангельский отрывок делится на две приблизительно равные половины: в первой Христос говорит о причинах непонимания Его слов некоторыми людьми, после чего Он переходит к толкованию ранее произнесённой притчи о сеятеле.
Предложенное Спасителем толкование вполне достаточно и не нуждается в каких-либо пояснениях, а потому больший интерес представляют Его размышления относительно того, почему не все люди способны понять то, что произносил Христос. Говоря об этом, Спаситель использует довольно странную формулировку, которая намекает на то, что непонимающие слова Христовы люди удерживаются от понимания какой-то внешней по отношению к человеку силой: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13:11). Звучит это так, как будто бы есть некая преграда, и человек не в силах её преодолеть, так, как будто бы речь шла об одном из талантов, к примеру, кому-то дана способность петь, а кто-то её лишён, кому-то дана статная импозантная внешность, а кому-то нет и ничего с этим сделать невозможно. Но дальнейшие слова Христа показывают, что не стоит рассматривать эту евангельскую формулировку отдельно от всей речи Спасителя, и проблема вовсе не в каком-то внешнем запрете познавать «тайны Царства Небесного», а в неспособности к их восприятию самим человеком, у этой неспособности есть свои причины, и на них указал Христос: «Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Мф. 13:15).
Оказывается, что понять евангельские слова мешает, в первую очередь, «грубость сердца», то есть такое состояние человека, при котором он полностью сосредоточен на земном и даже саму Христову проповедь склонен прочитывать в контексте получения тех или иных сугубо земных благ, которые могут и не быть материальными, но непременно будут иметь отношение к временной жизни, такими благами, закрывающими человеку понимание Евангелия, могут стать, к примеру, стремление к определённому социальному статусу, к славе, к власти и всему тому, что противно духу христианства, и если человек не найдёт в себе силы с Божией помощью преодолеть эти и подобные им стремления, если он не очистит своё сердце, то слова Священного Писания останутся для него ничего не значащими звуками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.