Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Когда Адам и Ева после грехопадения услышали голос Бога, они попытались от него скрыться, спрятавшись за деревьями рая. Человек решил жить по-своему, нарушил заповедь и воспринял Бога как угрозу. Но как сегодня стоит нам воспринимать Господа? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 14 главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
На самом деле, как нередко это бывает, в храмах сегодня читается два чтения, дневное и то, которое посвящено святому, чья память празднуется. И вот удивительным образом так совпало, что в двух сегодняшних чтениях Христос говорит о том, что Он придёт к человеку. В дневном Господь беседует с сотником, то есть римским военноначальником, слуга которого нуждается в исцелении. Христос готов прийти, но сотник говорит ему: я не достоин, чтобы ты пришёл, но скажи только слово и будет исцелён слуга мой. Второе чтение мы только что услышали, оно отличается по тональности. Христос говорит здесь не с язычником, пусть даже и благочестивым, но с учениками, для которых Он был другом. Результатом более близкого общения становится уже не просто внешнее единство с Ним и пребывание в одном доме. Результатом становится совершенно иная, духовная близость с Ним и через Него с Самим Отцом небесным, который приходит к человеку и поселяется в его сердце.
Как же соотносятся два варианта встречи со Христом, и почему в одном месте герой истории скромно говорит: «Господи, не приходи ко мне, я недостоин», а в том, что мы услышали сегодня, апостол Иуда просто спрашивает: «Господи, почему ты хочешь явить себя нам, небольшой группе людей, вместо того чтобы явиться всему миру?»
Христос не даёт прямого ответа, но начинает говорить о любви учеников в Нему и к Его заповедям. Это может показаться странным, ведь апостол спрашивает об отношении Христа к миру, а Христос отвечает на это словами о любви к себе. В этом же контексте оказывается странным и то, что Отец, Который, как кажется, любит всех, по словам Христа любит в ответ тех, кто соблюдает заповеди. Возникает масса вопросов! Христос пришёл ко всем или только к ученикам? Отец любит всех или только тех, кто соблюдает заповеди?
Объективно говоря, Бог любит весь мир и всех людей вообще. Но почувствовать эту любовь может тот, кто вошёл в мир заповедей и понял, что Господь не оставил людей на земле, что Он открыл им путь спасения и всегда готов их поддерживать. Так потомки Адама, в ужасе бежавшего от Творца, в лице ветхозаветных праведников вступают на долгий и трудный путь возвращения к Богу. При этом Господь не остаётся недосягаемым, но приходит к людям и Сам становится человеком. В лице Иисуса Христа Бог пришёл ко всем людям вообще, ко всему миру, но являет Он Себя тем, кто решил стать Его учениками. Кто видит в заповедях не просто строгие правила, которые надо выполнить, но условия, в которых человек начинает жить подлинно счастливой жизнью.
На этом пути совмещаются скромность сотника и радость ученика, который говорит: «знаю, Господи, что я недостоин, чтобы Ты вошёл в дом моей души, но так как Ты хочешь соединиться со мной, я, надеясь на милосердие Твоё прихожу к тебе».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи.