Один из грехов, который присутствует в каждой исповеди, — это грех осуждения. Как же так получается, что, чётко понимая недопустимость осуждения других людей со стороны христианина, — мы снова и снова в него попадаем? Ответ мы услышим в отрывке из 7-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время богослужения в православных храмах.
Глава 7.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Проблема осуждения — это прежде всего проблема привычки к родному «бревну в собственном глазе». В жизни каждого из нас есть множество нелепостей, надуманности, нерациональности, а то и откровенно греховных привычек — но всё это настолько наше, родное, давнее, вросшее глубоко в саму ткань жизни — что мы как-то не то что не замечаем, но даже и помыслить не можем своё житие-бытие без этого.
Но стоит заметить нечто подобное у другого — какая захлёстывающая волна удовольствия от осуждения тотчас поднимается! Ещё бы: всё — не наше, всё — чужое, и потому — греховное и осуждаемое! И — одновременно с этим — глубокое удовлетворение от осознания того, что уж в чём-чём, но в этом мы точно совершенно безгрешны!
Но самое сладкое, что только может испить страстная душа — это осуждение... осуждающего! Нет ничего приятнее, чем осудить того, кто осудил тебя самого — и, конечно же, приправить это осуждение евангельскими словами о неосуждении! Вот какие кульбиты способно проделывать наше родное и любимое «бревно в глазе»!
Но есть ли какой-то способ научиться не спотыкаться снова и снова об осуждение? Способ есть, но, честно признаюсь, он крайне некомфортный. Мы перестаём осуждать других, когда... простите, да, я сделаю больно — когда мы прекращаем ощущать себя эдакими «маленькими божками», «последними хранителями критериев добра и зла», «единственными камертонами правильности мироздания». «Ты кто такой, — спрашивает апостол Павел, — чтобы судить чужого раба? Разве ты — его хозяин? Даже если он и не прав, его господин сам с ним разберётся. А ты куда лезешь?» ...
Но если перестать постоянно возвеличивать себя до масштабов Вселенского Правосудия, то придётся принять одну очень неприятную вещь: другие люди могут быть плохими. Невыносимыми для нас. Грешными. Подлыми. Гадкими. Лукавыми. Иудами. Преступниками. Нам не нужно соглашаться с чужим грехом — он действительно может быть для нас абсолютно неприемлем — но при этом у нас нет никакого права навесить ярлык на такого человека. Внутреннее принятие права другого быть не таким, каким мы хотим его видеть, а таким, какой он есть, — и учиться принимать и любить, невзирая на безграничный список наших претензий — это и есть тот самый духовный вызов, преодолев который и мы гарантировано не услышим осуждения на Страшном Суде!
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.