Однажды мне подарили отрез очень качественной, дорогой шерсти, из которой я пошил себе парадную рясу. Но поскольку не так часто, слава Богу, приходится быть «при полном параде», ряса очень долго висела в шкафу без надобности. И вот, когда появился повод — я с ужасом обнаружил: на самом видном месте моль проела дырку. Какая же досада! Попросив нашу храмовую мастерицу посмотреть, что можно ли что сделать, я получил ответ: «Найдёте самый маленький лоскуток ткани, из которой шили эту рясу, — проблему решим! Но только из неё — другая не подойдёт!»
Отрывок из Евангелия, который читается сегодня в храмах во время богослужения, рассказывает нам об одном важном принципе жизни — причём подходя к нему с трёх разных сторон. Давайте послушаем чтение из 9-й главы Евангелия от Матфея.
Глава 9.
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Вы, конечно же, догадались, о каком жизненном принципе идёт речь в чтении. Я бы назвал его — соразмерность. И наша швея его очень хорошо понимала: только своя, «родная» нитка от материала рясы, может заштопать дыру так, что она будет практически незаметна.
Сегодня, к сожалению, в жизни соразмерность оскудевает. В детстве, оказавшись в гостях у тётки в деревне, я был изумлён тем, что у неё полностью отсутствовал мусор. Мы, жившие в квартире, знали: минимум одно ведро мусора в день хочешь или не хочешь — но надо выносить. А у неё вопрос решался просто: все пищевые отходы — «курям», кроликам или в компост. Всё, что горит — в печку. Зола потом будет для удобрения грядок. Пластиковые пакеты были роскошью, поэтому их не выбрасывали, а берегли. Любой металл в хозяйстве сгодится. Стеклянную тару берегли под консервирование, соки и другие заготовки. А то и просто сдавали. Оставшегося мусора оказывалось так мало, что где-то на задах огорода его просто закапывали — и вывозить вообще было нечего!
Но вся эта соразмерность потребления и утилизации мгновенно разрушилась, как только появилась доступная пластмасса. Пакеты, коробочки, верёвочки — всего не перечесть! — дёшево и сердито, а главное — удобно. Одноразово. Попользовал — и выбросил. Взял новое. Свежее. И очень быстро мусора стало набираться так много, что превращать огород в филиал мусорного полигона никому не захотелось.
А ведь проблема, на самом деле — куда глубже, чем утилизация. Всё в жизни связано одно с другим тончайшими нитями — и стоит сильно потянуть одну ниточку — обязательно произойдёт какой-то перекос. Увеличивая в тысячи раз производство пластиковых пакетов, производитель не задумался: а есть ли в сознании людей иммунитет к этому соблазну одноразового использования всех и вся? Конечно, в погоне за наживой кто будет о таких философских вопросах задумываться — а ведь очень и очень зря!
Не только в быту, но и в духовной жизни очень важно наблюдать за органичностью и соразмерностью. И если где-то образовалась дыра, где-то что-то перестало работать — не торопиться выбрасывать этот обычай или семейный ритуал на «помойку» — поищите свою, «родную», ниточку, родной лоскуток — и тогда «заплатка» станет настоящим украшением вашей жизни!..
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.