Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Как-то поднимаюсь на эскалаторе в метро, и чуть выше замечаю молодого человека. Сразу бросилось в глаза, что его что-то тревожит. И тут вдруг он медленно, степенно, я бы даже сказал — показательно-убедительно — осеняет себя крестным знамением. После этого он успокоился — и до конца доехал без всяких треволнений. В чём была причина — не знаю, но выглядело это именно как публичное исповедание своей православной веры. Народ не очень-то понял, почему и зачем — но, сами знаете, чего только в подземке не встретишь! Отрывок из Евангелия, который читается сегодня в храмах во время богослужения, — 10 и 19 глава от Матфея — помогают нам разобраться, что же такое — исповедание Иисуса Христа. И даёт ответ — перекреститься в публичном месте — это именно исповедание — или?.. — давайте послушаем.
Глава 10.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Глава 19.
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
И славянский, и русский тексты Евангелия одинаково не замечают тонкости греческого оригинала. В тексте сказано: «Всяк иже исповесть ἐν ἐμοὶ — то есть «во Мне» или «о Мне» — «благодаря Мне», «Моею силою». Но и само слово «исповедовать» — непростое: в греческом использован глагол «ὁμολογέω» — буквально — «едино», «совместно» — «говорить», «соглашаться», «говорить на одном языке» или «договариваться».
При таком ракурсе казавшийся очевидным простой и единственный смысл, что исповедовать Христа — это публично заявить о своей вере — становится одним из вариантов прочтения, причём — даже не самым основным. О чём же должен «договориться» верующий со Христом, чтобы не оказаться в итоге за вратами Небесного Царства?
«Согласие» со Христом — это прежде всего готовность принять Его в качестве камертона всей своей жизни. Тот, кто соглашается, — уже не спорит, не противопоставляет свою позицию другому. Согласившийся отличается и от капитулировавшего — потому что не только позволяет быть другому, отличному от своего, мнению — но и добавляет свой собственный голос звучанию другого.
Получается, что «исповедовать Христа» — это не только перекреститься на публику, но прежде всего процесс «подстройки» звучания своей жизни под ту тональность, которая есть только у Самого Христа. И мы призваны постоянно сверять звучание нашей жизни с Божественным Евангелием — ведь только так мы сможем ещё больше развить наш внутренний духовный слух!
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.