Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Для современного человека Церковь нередко ассоциируется с запретами. И это неслучайно, ведь человек, который решит стать христианином, сразу же услышит, что ему теперь много чего нельзя. Естественно, своя техника безопасности есть в любой области и вера не исключение, но в запретах ли суть? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 9 Главы Евангелия от Иоанна, которое сегодня звучит в православных храмах за богослужением.
Большую часть сегодняшнего евангельского чтения составляют попытки иудеев разобраться в том, что же на самом деле произошло со слепорождённым. Успокоиться они не могут, потому что перед ними два противоречащих друг другу факта. Первый заключается в том, что Бог запретил работать в субботу. Второй же в том, что Иисус сотворил явное и совершенно поразительное чудо, которое ничем, кроме вмешательства Божьего, объясниться не может. В итоге, хотя их окончательного решения мы не видим, общее настроение таково, что формальное исполнение заповеди важнее, чем реальность. И ведь их не спрашивают о чём-то гипотетическом и только возможном... Нет, они уже видят свершившееся чудо, но не хотят признавать очевидного: Бог руками Иисуса из Назарета совершил чудо в субботу. Конечно, они не могли предъявлять претензии Богу, поэтому они готовы обвинять Иисуса, слепца и его родителей... Вместо того, чтобы, не сомневаясь в Божией благости, задуматься над тем, почему же это чудо произошло.
Почему вообще в Ветхом Завете существовали запреты и правила? Они имели двойное предназначение: некоторые из них действительно оберегали человека от зла и нравственной порчи, другие же скорее структурировали жизнь, наполняли её даже в бытовых мелочах памятью о Боге. Когда иудеи соблюдали субботу, они вспоминали о божественном покое. Однако сам покой Божий есть образ, ведь Бог не нуждается ни в каком отдыхе. То есть суббота была важна для людей, а не для Бога. Для Бога же было важно состояние их сердец.
Собственно, Христос мог совершить чудо в другой день, мог не делать специальной мази, но он поступил именно так, потому что ему было важно задеть за живое, побудить задуматься... И в итоге понять, что кроме покоя физического есть ещё духовный покой и для человека он в том, чтобы поступать по Божьему, поступать по любви.
Читать далее
священник Стефан Домусчи.