Христос воскресе!
«Cui prodest? — Кому выгодно?» Так звучит один из самых, пожалуй, и известных латинских афоризмов. Изобретён он был древнеримским юристом Луцием Равиллой, который прекрасно понимал одну важную вещь. Чтобы понять причину тех или иных действий человека, нужно в первую очередь разобраться с целеполаганием, лежащим в основании его (человека) поступков. Чтение из восьмой главы Евангелия от Иоанна, которое звучит сегодня во время утреннего богослужения, говорит нам как раз о целеполагании.
Мы оказываемся свидетелями крайне непростого разговора Спасителя с иудейскими законниками. Те набрасываются на Христа с ожесточённой и, на самом деле, оскорбительной критикой.
Дискуссия вспыхнула вокруг понимания сути закона Моисея. Для Христа главной составляющей ветхозаветного законодательства являлось желание Бога напомнить ветхозаветным евреям о необходимости любить Творца и созданных им людей. Вне зависимости от их веры и происхождения. При этом речь не шла о религиозной толерантности. Языческие культы евреями жёстко отвергались. Но истинность ветхозаветной религии не могла быть основанием для национальной гордыни и презрения к прочим народностям.
Законники видели ситуацию иначе. Они кичились своим происхождением от Авраама — основателя иудейской цивилизации. В их понимании родовая принадлежность к сообществу наследников Авраама фактически гарантировала благую участь в Царствии Божием. Христианство не отрицает значения подвига ветхозаветного патриарха, но обращает внимание на важную деталь. С точки зрения святоотеческих толкований принадлежность к числу наследников Авраама определяется не кровным родством, а следованием примеру крепкой веры святого.
Авраам поверил Богу и покинул свой дом в Междуречье (земле между реками Тигр и Евфрат — теперь территория современного Ирака). Он долгие годы ожидал появления наследника, а когда Исаак наконец-то родился и подрос, вынужден был принести сына в жертву Богу. Да. В последний момент Господь через ангела остановил Авраама. Но в сердце своём тот уже осуществил жертвоприношение. Христос, говоря о ветхозаветном патриархе, призывает осознать: подвиг Авраама нельзя усвоить, оставаясь в плену у земных категорий национального пафоса. Кровная связь, безусловно, имеет значение, но ничего не гарантирует. «Из камней сих способен Бог создать наследников Авраама», — провозглашает Спаситель, указывая на то, что в число потомков патриарха со временем войдут представители разных народов, которых евреи приравнивали к мёртвым камням.
Прозвучавшее чтение снова и снова убеждает нас в правильности утверждения, что гордость есть мать всех пороков. Стоит только человеку увлечься собственной исключительностью, как тут же внутри него расцветают самые разные страсти. Не зря святой Дорофей призывал тех, кто страдает от блудных желаний, искать причину их возникновения именно в гордости. В случае с законниками — противниками Христа данная страсть привела их ко греху богоубийства.
Распознать гордость, бывает, не просто. Но давайте вспомним древнеримский афоризм, прозвучавший в начале программы. Мы должны предельно внимательно и честно относиться к целеполаганию, лежащему в основании наших слов и поступков. Если мы чувствуем, что в корне наших действий лежит стремление кого-то унизить, а себя превознести, нужно остановиться, запретить себе говорить или действовать. Потому что последствия таких шагов будут очень печальны. А ещё нужно помнить, что Бога нельзя ввести в заблуждение, нельзя обмануть. Невозможно от взора Творца скрыть лукавое стремление за ширмой благой религиозности, спрятать подлость. Потому — если желаем мы что-то сделать, будем делать то, что выгодно Богу. А Господу нужно, чтобы и внутри нас, и вокруг царили мир, радость, милость. Потому что Дух Божий проявляет себя именно так.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Читать далееСамый, пожалуй, важный Христов призыв звучит в Евангелии как некий рефрен, он повторяется неоднократно, и выражен он в таких словах: «Кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). В другом месте, в Евангелии от Луки, та же самая мысль звучит чуть иначе, но суть её сохраняется: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). То есть исполнение слова Божия — это залог вечной жизни, через соблюдение слов Христа мы становимся наследниками Его Воскресения, слово Христово — это то, что меняет наше естество и устраняет крайне трагичные последствия грехопадения первых людей. Там — в раю — Адам и Ева пошли на нарушение слова, сказанного Богом, следовательно, как и вообще с любым грехом, для исцеления нужно противоположное действие — соблюдение слова.
Это то, что несмотря на очевидную банальность, почему-то очень непросто осознать. Чаще всего, когда дело доходит до практики, то евангельские слова каким-то совершенно непостижимым образом улетучиваются из памяти, а если этого и не происходит, то находится масса логических приёмов, которые позволяют трактовать евангельские повеления Христа невероятно широким образом. А ещё зачастую кажется, что существуют важные и не очень важные заповеди. К примеру, любому христианину очевидно, что супружеская измена недопустима, и что это тяжёлый грех, тогда как, к примеру, к осуждению у большинства христиан очень лёгкое и свободное отношение. Но ведь Господь нигде не говорил, что есть какое-то деление на первостепенные и все прочие заповеди. Исключение лишь одно — заповедь о любви к Богу и человеку, это первая и важнейшая заповедь (см. Мф. 22:35–40), все же остальные слова и повеления Спасителя равны между собой. А если говорить о запрете на осуждение, то об этом Господь сказал особо, Он увязал соблюдение этой заповеди с будущим судом: «Не суди́те, да не судимы будете» (Мф. 7:1).
На днях я узнал о существовании одного женского монастыря в Греции, в котором сёстрам строго-настрого запрещено между собой говорить о ком бы то ни было ещё. Неважно, в каком контексте. Можно лишь о себе самих и о том, что никоим образом не касается какого-то третьего. Самое удивительное, что сёстры действительно так делают. Я попытался им подражать. И, скажу честно, у меня не получилось. Совсем не получилось. Это оказалось не просто сложно, это для меня оказалось невозможно. Очень советую попробовать провести такой же эксперимент, он сделает очевидным то, насколько сильно наши повседневные разговоры затрагивают других людей, а раз это так, то станет очевидным и наше пренебрежение к словам Христа, и через это мы поймём, в какую сторону необходимо двигаться, чтобы Христово Воскресение превратилось из исторического факта в нашу личную и живую реальность.
Читать далее
священник Антоний Борисов