Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой верующий человек жаждет понимать, что ему можно делать, а чего нельзя. Что является угодным Богу, а что нет. Поэтому, приходя в Церковь, мы начинаем тщательно изыскивать инструкции, и, конечно же, находим их. На этом можно было бы успокоиться, если бы не одно весьма настораживающее обстоятельство: Сам Христос избегал чётких инструкций, а про угодные Богу дела Он в некоторых фрагментах Евангелия говорил и вовсе нечто не совсем вразумительное. В качестве примера можно вспомнить отрывок из 6-й главы Евангелия от Иоанна, именно сегодня он звучит в православных храмах. Давайте послушаем его и постараемся сделать кое-какие выводы.
Современных Христу иудеев интересовал всем нам прекрасно знакомый вопрос: «Что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин. 6:28). Господь, конечно же, мог им напомнить ветхозаветные постановления, сослаться на Моисея и на пророков, но в ответ Он сказал нечто такое, что нельзя отнести к категории дел, Он указал на веру во Христа и не упомянул никого действия: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29). Впрочем, собеседников Спасителя такой поворот разговора совершенно не удивил, в ответ они лишь поинтересовались основанием для веры во Христа. У нас же нет вопросов к основе веры, она нам известна, и выражается она двумя словами: Христово Воскресение, которое было засвидетельствовано апостолами.
А вот указание на веру во Христа вместо перечня действий — это удивительно, потому что такой подход меняет всю парадигму жизни. Оказывается, что вместо поиска списка допустимых и недопустимых действий, мы должны задаваться совсем иным вопросом, его можно сформулировать так: как нам сохранить и углубить веру во Христа? Если вдуматься, то списки действий по вере — это выражение опыта веры других людей, тогда как такой опыт у каждого свой, и прекрасное свидетельство тому — жития святых, в которых мы находим совершенно разные дела веры.
В качестве примера можно взять жития святых русских князей и сравнить их с житием преподобного Алексия, человека Божия. Базовые условия жизни этих людей были приблизительно одинаковыми: и князья, и преподобный Алексий родились в обеспеченных семьях, в юности они вступили в брак, но после начинается нечто противоположное: князья занимались управлением вверенных им Богом уделов, а Алексий для чего-то сбежал из родного дома и принялся нищенствовать. Если задаться вопросом о том, какой образ действий будет правильным с христианской точки зрения, то ответ окажется парадоксальным: правильны оба, но правильны они лишь для конкретного человека, ни один из этих образов действий не может быть всеобщим правилом. Таковым правилом могут являться только прекрасно всем известные базовые требования нравственности, которые перечислены в десяти заповедях, а всё прочее должно быть личным выражением веры во Христа и поиском не своей, не чьей бы то ни было ещё, а исключительно Христовой воли.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.