Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем недавно мы праздновали Светлое Христово Воскресение — Пасху. Но празднование Пасхи не ограничивается одним днём, оно продолжается сорок дней, и всё это время мы продолжаем пристально вглядываться в те события, которые произошли непосредственно после Христова Воскресения, можно сказать, что они открывают нам ключ к пониманию очень многих вопросов бытия. Из отрывка, взятого из 15-й и 16-й глав Евангелия от Марка, который сегодня читается за богослужением, мы можем узнать о том, каким образом взаимодействуют с Богом и людьми ангелы, а также понять, как Бог относится к человеческим слабостям.
Вообще, ангелы существа крайне интересные и загадочные, они регулярно врываются в библейское повествование, как Ветхого, так и Нового заветов, они своим появлением нарушают ход истории, многое меняют, они зачастую имеют в библейских рассказах человекообразный вид, но при этом они не люди. Дело тут даже не в том, что они существе бестелесные, бессмертные и потому не обременённые теми грехами, которые мы обычно перечисляем на своих исповедях. В конце концов, душа каждого из нас также бессмертна и не менее бестелесна, чем ангельские силы. Отличие ангелов от нас проходит совсем в иной плоскости: они не говорят и не думают ничего такого, что не было бы проявлением воли Бога. Если безымянный ангел говорит жёнам-мироносицам у Живоносного Гроба, что ученикам и Петру надлежит отправиться в Галилею с тем, чтобы там встретиться с Христом Воскресшим, то это не слова и не формулировка конкретного ангела, это слова и формулировка Самого Бога. Ангелы, в отличие от нас, не интерпретируют и не пересказывают своими словами, они с точностью, которая превышает математическую, передают слова Бога. Не ангел, а Бог сказал ученикам и Петру идти в Галилею. Не ангел, а Бог решил использовать фразу «ученикам Его и Петру».
Собственно, именно так и прочитывали эти слова древние и новые толкователи.
Никто из них не относил сказанное к личным измышлениям ангела, все они видели в них слова Христа.
Именно Христос, отдельно называя имя Петра, призывает к Себе того, кто не считал для себя возможным на тот момент быть причисленным к апостолам. Историю с отречением Петра можно рассматривать с самых разных сторон, в ней очень много граней, но вполне понять её вряд ли мог и сам апостол. Тогда как Христос совершенно достоверно знает и о причинах, и о последующем состоянии Своего ученика, Он этим упоминанием его имени проявляет заботу о нём. Такую заботу, которую проявить может лишь Бог. Ведь только Он никогда не ошибётся и всегда скажет то, что необходимо именно в тот момент, когда это нужно. Он не промахнётся. Он не ошибётся с тональностью. Он всегда попадёт точно в цель.
Общеизвестно, что Евангелие от Марка написано со слов апостола Петра, поэтому эти слова не какая-то благочестивая реконструкция, это отражение реальности. Реальность же такова, что у Бога нет своих и чужих, нет тех, кто проявил слабость и потому должен уйти навсегда, у Бога есть лишь те, о ком Он не перестаёт заботиться, те, кто, несмотря ни на что, остаются Его возлюбленными чадами и друзьями. Друзьями, которых не предают, даже если сам друг не сумел проявить нужной стойкости и мужества. Это — необыкновенное и совершенно чудесное свойство Бога, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы в силу своей греховности не считаем возможным хоть как-то приблизиться к Нему. Его бесконечное милосердие, с одной стороны, должно вселять в нас неисчерпаемый оптимизм, а с другой стороны, переживание Его деятельного милосердия к каждому человеку не может не подвигать тех, кто умеет видеть и чувствовать, на то, чтобы становиться проводником Его свойств, Его благости для всех и для каждого.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.