Сегодняшнее чтение начинается с речи возмущённого человека, который пришёл ко Христу со своим больным сыном. «Я привёл его к Тебе... я говорил ученикам Твоим, чтобы они его исцелили, но они не смогли...», — говорит он и не замечает в своих словах явного противоречия. К кому же он пришёл и привёл сына? Ко Христу или к ученикам? А, может быть, ему было всё равно, к кому его приводить? Может быть, все эти люди были для него неважны, ему был важен результат? Как и нам бывает важен результат, а не личность того, с кем мы общаемся. Мы так и рассуждаем: человек эгоист и ему свойственно ставить себя и свои желания в центр собственной жизни. Что тут скажешь? После грехопадения всё так, но изначально-то было иначе. Потому человек и не может быть счастлив, что посчитал своей нормой эгоизм и использует мир и людей вокруг себя как средство...
Но что же Христос? Он, конечно, может исцелить больного, но не делает этого сразу, потому что в исцелении нуждается не только ребёнок, но и его отец. В исцелении духовном, ведь пока для него есть только он, его сын, и их общая проблема. За много лет болезнь сына стала его болезнью, неслучайно он говорит: «сжалься над нами, помоги нам». И Бог готов и хочет помочь, но только через личные отношения, через встречу, и это значит, что пришедшему, как бы трудно ему ни было, необходимо перестать воспринимать себя в качестве центра и увидеть, что в центре Бог. Поэтому Христос и отвечает ему: если сколько-нибудь можешь веровать — всё возможно. Он не требует никаких норм, не говорит о необходимом минимуме веры... Пусть сначала это будет хотя бы какая-то вера, пусть хотя бы на какую-то долю он сможет вырваться из замкнутого круга боли и переживаний. Только бы он увидел, что кроме всего этого есть Бог, Которому он может довериться. И пришедший человек это делает. Он говорит удивительные слова: «Верую, Господи, помоги моему неверию»!
Что это за странная вера, пытающаяся пробиться через неверие? Это легко поймёт каждый, кто пытался искренне посмотреть на свои отношения с Богом. Когда ты говоришь с Ним и понимаешь, что слушаешь себя, обращаешься к Нему, а перед тобой как будто бы зеркало и ты снова один на один с собой, со своими смыслами, целями, интересами. Формально отец больного был верующим... Но он вдруг понял, что это совсем не та вера, которой ждёт от него Иисус Христос. Оказалось, что дело не просто в признании чего-то, но в том, чтобы перестать использовать Бога как инструмент и увидеть в Нём реальную живую личность, Того, в Кого можно верить, Того, Кому можно доверять.
Вместе с человеком, пришедшим ко Христу, нам тоже стоит посмотреть на себя, свою веру, своё отношение к Богу. Осознав своё несовершенство, сказать: «Верим, Господи, помоги и нашему неверию»!
Читать далее
священник Стефан Домусчи.