Общественное порицание греха — в любой эпохе, в любое время, в любой культуре — важнейший элемент социального управления. Хотим мы этого или не хотим, но каждый из нас — существо общественное, постоянно «поверяющее» само себя об реакцию нас окружающих. С большим трудом можно представить себе ситуацию, в которой человек сознательно стремился бы находиться в постоянных враждебных отношениях с социумом — если только, конечно, он не юродивый или сумасшедший.
Сегодняшний евангельский эпизод показывает, насколько нетипичным было отношение Иисуса Христа к тем, кто явным образом пренебрегал моральными установками закона Моисея, обязательного к исполнению каждым иудеем. Понятие греха в сознании евреев нередко увязывалось с категорией скверны, нечистоты — то есть того, что абсолютно исключало какую бы то ни было возможность отношений с Богом. Для иудея грех — вонюч, зловонен — соответственно и тот, кто его совершает — нерукопожатен в нашем сегодняшнем смысле. Войти в общение с грешником, относиться к нему как к обычному, нормальному — то есть праведному — человеку — для иудеев означало согласиться с грехом как с нормой жизни.
Христос вносит в такой взгляд принципиально новый подход. Нет, конечно же, Он вовсе не обесценивает тяжесть и неприемлемость греха как такового — Он всего лишь задаёт вопрос: а делать-то дальше — что? Да, диагноз поставлен, человек — болен, и? Кто лечить-то его будет? Или что, за каждую болезнь, за каждую ошибку, за любой грех — на свалку?
Я думаю, каждый из нас хотя бы раз бывал в ситуации, когда вместо явного укора и осуждения за совершенный проступок мы вдруг сталкивались вместо ожидаемого наказания, гнева и отчитывания — с пропитанным любовью сожалением. И это действует куда сильнее. Ведь когда на нас кричат, презирают, осуждают, злословят — всем этим нас как бы снова и снова пытаются убедить, насколько мы, совершившие грех — плохие и отвратительные. И нет ничего удивительного, что в ответ мы словно хотим доказать делом: да, мы — такие, мы — не просто плохие, а окончательно ужасные!
Но когда вместо этого мы видим и понимаем сердцем, что в нас всё равно продолжают верить, несмотря на наши ошибки, когда нам снова и снова дают шанс, когда чья-то заботливая рука аккуратно пытается снять прилипшую к нашему лицу маску окончательно пропащего человека — тогда в жизни действительно случаются радикальные перемены.
Помоги же всем нам, Господи, научиться у Тебя бесконечной милости и терпению к другим людям — таким же грешникам, как и мы сами!
Читать далее
протоиерей Павел Великанов.